1000 и 1 тема

Существуют организации, в которых план обучения четко прописан и строго выполняется из года в год, особенно, когда происходит постоянный приток новых сотрудников. Однако в большинстве компаний состав более или менее постоянный, и в разные периоды времени обучение проводится на периодической основе. Руководители в таких организациях понимают, что тренинги необходимы, но их темы – вопрос открытый, - вроде и продажам уже учили, и коммуникациям…

Когда я, как бизнес – тренер, сталкиваюсь с такими ситуациями, понимаю, что здесь поможет только предтренинговая диагностика.

Что это такое? Это комплекс мероприятий, направленный на выявление текущей ситуации в компании с целью создания специальной программы обучения. Такая работа подразумевает индивидуальность и эксклюзивность материала, с которым мы приходим к заказчику, разработанного под запрос и специфику компании, исключая стандартизированность и усредненность.

Предтренинговая диагностика состоит из трех этапов:

1. Интервью с заказчиком обучения

Важно получить ответы на следующие вопросы:
- Почему сложилось мнение, что учить сотрудников нужно?
- Чему и как, по мнению заказчика, их нужно учить?
- Какие установки необходимо поменять с помощью обучения?

 Интервью обрисовывает запрос, появляется понимание, какие требования заказчик предъявляет к тренингу в принципе, чего ожидает, каких сотрудников и чему хочет учить, что в их работе устраивает, а что нет. Кстати, нередко интервью для самого заказчика проясняет детали собственного отношения к обучению, расставляет приоритеты.

2. Анкетирование сотрудников

Разрабатывается анкета с открытыми вопросами (не анонимная), на которые нет «правильных» ответов, есть лишь видение ситуации отдельно взятого работника. Вопросы связаны с их непосредственными обязанностями, с компанией, с отношением к разным производственным моментам. Сотрудники заполняют анкету, бизнес – тренер обрабатывает результаты и создает объективную реальность.

3. Личное наблюдение.

Это посещение организации в качестве «тайного покупателя», прослушивание записи звонков (если сотрудники по скрипту работают с клиентами по телефону).

И только после подобного всестороннего анализа ситуации в компании складывается понимание: чему и как учить сотрудников, на развитие каких навыков сделать акцент, с какими установками придется работать. Отсюда "вырастают" темы, которые следует включить в бизнес – тренинг.

Опыт показывает, каждый вышеперечисленный пункт предтренинговой диагностики не работает отдельно от другого и не приносит полноценную информацию. Потому что интервью с заказчиком важно, но однобоко, так как он видит ситуацию сверху, не зная ее изнутри, или зная не до конца. И когда после анализа анкет и личного наблюдения, я снова встречаюсь с заказчиком и «докладываю обстановку», многие вещи становятся открытием - заказчик либо про них не знал, либо не задумывался.

Например, однажды, когда на первой встрече руководитель (он же заказчик) сказал, что сотрудников нужно учить вере в компанию, потому что это залог успеха, и просил тренинг на эту тему («Прокачайте их, донесите, что мы- классные, лучшие!»). Дальнейшая диагностика показала, что у компании есть крупный конкурент на рынке, который предлагает аналогичный продукт. Но сотрудникам сложно конкурировать, так как они совсем не умели работать с возражениями, сомнениями и с отказами. 
Конечно клиенты, выбирая между двумя похожими предложениями, часто задавали вопросы на сравнение, а менеджеры думали, что «нужно брать» только рассказами о том, насколько они классные, лучшие.
Чтобы поднять корпоративный дух, достаточно сходить всем коллективом в боулинг или выехать на природу. А вот научить сотрудников работать с выгодами продаваемого продукта, с аргументацией цены – это уже совсем другое дело!

Вот так грамотная предтренинговая диагностика помогла расставить все по местам и провести тренинг, который поднял навыки работы с клиентами на качественно другой уровень.

Поэтому если Вы задумываетесь об обучении персонала, но не знаете точно чему учить, ничего придумывать не нужно. Нужно вместе с бизнес – тренером объективно оценить обстановку, и доверить опыту тренера разработку персонализированной программы под ситуацию в компании и ее цели.

По личному опыту могу сказать, что такой подход дает более «точечный» результат и развивает команду особенно в тех случаях, когда все базовые стандартные тренинги уже имели место быть в организации ранее. Ведь часто между субъективным видением, и объективной реальностью – очень большая разница.

Обращайтесь к нам и мы, изучив ситуацию в вашей компании, предложим наилучшую программу развития ваших сотрудников!
 

Об авторе: 

 Екатерина Зуева – бизнес-тренер FG Consulting, сертифицированный бизнес-тренер (Международная школа бизнес-тренеров (ICBT – International College of Business Trainers, г. Москва), руководитель корпоративного университета в крупном холдинге (г. Самара), специалист по обучению и развитию персонала, консультант по построению и внедрению систем подбора, адаптации, обучения, развития и оценки персонала, кандидат экономических наук.

 

Ваши комментарии

Назад в блог