5 ошибок программ адаптации

Каждая компания вкладывает собственный смысл в адаптацию нового сотрудника. Но опросы среди руководителей и соискателей показывают общую тенденцию в определении целей:

  • принятие и разделение ценностей и культуры компании
  • формирование лояльности к работодателю
  • создание чувства принадлежности
  • снижение тревожности и повышение уровня самоконтроля нового сотрудника
  • трансляция четких критериев оценки
  • согласование организационных вопросов.

Если программа адаптации в компании соответствует этим целям, то беспокоиться не о чем. Но опыт показывает, что, хотя бы одну из этих 5 ошибок, допускает каждый второй работодатель.

1. Все за один день

Программа адаптации – комплексное, постепенное погружение новичка в компанию, на которое отводится не менее 2-4 месяцев. Ежедневно не более 2 часов рабочего времени должно идти на изучение документации и внутренних правил, знакомство с организационной коммуникацией и формулирование интересующих вопросов. Такой объем информации невозможно освоить за день или неделю.

Не просите сотрудника в первый же день пройти вводный электронный курс, дав перед этим для ознакомления 5 мануалов. Такой темп не способствует объективным результатам, но наращивает стресс.

2. Сам справишься

Причастность и принадлежность – результат успешной адаптации сотрудника. Самый простой способ достичь его – создать условия для общения новичка с опытными коллегами. Система наставничества, командные обсуждения, неформальное общение снижают тревожность и помогают сотруднику находить ответы на возникшие вопросы.

Не исключайте команду из обучения новобранцев. Подключайте коллег к созданию адаптационных материалов, нестандартных форматов взаимодействия, где новенькие смогут проявить себя.

3. Скажи спасибо, что МЫ тебя взяли

Стоит помнить, что испытательный срок нужен новому сотруднику так же, как работодателю. Это время присмотреться друг к другу, потестить обещания, данные на собеседовании, и проявить таланты. Случается, что вакантное место не такое привлекательное, как казалось в начале. Одна из причин – фокус на потребностях компании.

Не обесценивайте уникальные характеристики, идеи и навыки сотрудника стандартным форматом монолога. Задавайте вопросы, дайте возможность делиться идеями, соотносить личные цели с ценностями компании. Подходите к каждому сотруднику как к личности, ведь именно такие нужны команде.

4. Формальная адаптация

Какие ассоциации вызывает словосочетание «вводное обучение»? Большинству опрашиваемых первыми приходят на ум: «скучно», «однообразно», «ни о чем», «нудно».

И такое же мнение складывается у новеньких о корпоративной культуре, которую должна отражать адаптационная программа. Адаптация – вовлекающая визитка компании. Чем интереснее и точнее отразит характер организации, тем лучше запомнится и станет мощным отправным пунктом в реализацию идей и достижение целей.

Не идите на поводу у принципа «Чем проще, тем лучше». Расскажите историю компании так, чтобы захотелось здесь работать и самореализовываться прямо сейчас.

5. Копаем вот отсюда и до заката

Каждый сотрудник – часть единого механизма, от результатов которого зависит скорость развития. Поэтому сотрудники должны понимать, что, зачем и почему делают. Если нет ответа хотя бы на один вопрос, механизм рискует не сдвинуться с места.

Не пренебрегайте обозначением четких критериев оценки результатов, рассказывайте новичкам, чего ждете в первые месяцы работы, отмечая значимость обучения. Открытые ожидания настроят на диалог и позволят не чувствовать себя «новеньким в классе».

Адаптация - не формальная часть вхождения в коллектив, а способ получить нового единомышленника и усилить команду.

Ваши комментарии

Назад в блог