Не только в очередях встречаются «неприятные личности». Иногда с ними приходится сталкиваться на работе. Например, кто-то привык раздавать указания или делиться мнением по любому вопросу без запроса. А кто-то постоянно опаздывает, ставя под сомнение принцип уважения чужого времени. Так или иначе, для успешной командной работы требуется высокая степень подстройки и навык сглаживания острых углов, в том числе с раздражающими коллегами.
На помощь приходит эмпатия.
Вот несколько шагов, которые помогут сбалансировать отношения и вести рабочую коммуникацию без вреда для себя и других.
Эмпатия – это видение большего, очки, сквозь которые видны не только внешние поведенческие реакции, но и их глубинные причины.
Если человек говорит, как кажется, что-то оскорбительное в вашу сторону, «наденьте очки» и попробуйте понять мотивы.
Люди редко обижают друг друга намеренно, для этого нужны веские причины, которые на деле оказываются банальной защитой. Но часто «другая Вселенная» даже не понимает, что задевает окружающих. Наше поведение основано на собственных мотивах, но иногда без учета реакции других людей на них.
В таком случае, говоря что-то оскорбительное, человек, скорее всего, обращается к сложившимся обстоятельствам, исключая вашу личность из внутреннего диалога. Так он реагирует на сложности, возникшие в жизни, а не на вас.
Задайте себе вопрос: «Почему я так раздражаюсь?». Осмотрите ответ со всех сторон и честно. А ваши злость и гнев точно связаны с этим конкретным человеком? Или вы, так же, как он, реагируете на собственный опыт?
Обезличьте ситуацию, попробуйте найти внутри механизм, запускающий негатив. Возможно, коллега напоминает кого-то, кто вам не нравится. А возможно, вы… хотели бы поступать так же, но не хватает смелости?
Исследования доказывают, мы злимся на другого за то, что себе запрещаем. «Но я же себе такого не позволяю!», - говорите вы, опять ожидая вечно опаздывающего. Позвольте. Хоть раз позвольте себе это и сделайте выводы: подстраиваясь под ритм другого человека вы легче и на позитиве решаете рабочие задачи, или все равно ничего хорошего не выходит.
Если реакция на коллегу сопровождается физиологическими проявлениями (ускорение дыхания, учащение сердцебиения, ощущение «кома» в груди), старайтесь улавливать и распознавать их в начале.
Остановиться вовремя проще с помощью глубокого дыхания, так как оно приводит уровень адреналина в норму. Запуская же эти процессы, вы рискуете потерять рациональное мышление и немедленно интенсивно отреагировать на угрозу, о чем впоследствии пожалеете.
Спокойствие и открытость способствуют стабильному психологическому состоянию, в котором вы отдаете себе отчет в происходящем.
Ведь любопытство – критерий психического здоровья.
Во время раздражения человек теряет способность понимать и сопереживать чужую точку зрения. Таким образом страдает и эмоциональный, и когнитивный компонент коммуникации.
Чтобы вернуть когнитивную эмпатию, предполагайте первопричины поведения другого человека, будьте исследователем новой Вселенной, любопытствуйте. Выходите за рамки собственного восприятия, чтобы понять чужую точку зрения. Это не значит, что нужно принять, одобрить или согласиться с ней, от вас требуется лишь допустить возможность ее существования. В этом заключается толерантность. Эмоциональную эмпатию воскрешает заинтересованность. Отыщите в раздражающем человеке что-то, что вызывает в вас сочувствие, эмоциональный резонанс. Вспомните, что перед вами обычный человек.
Концентрируйтесь на поиске похожестей, вместо того, чтобы злиться из-за различий. Может быть коллега, как и вы, любит собак, а не кошек, читает тех же авторов или смотрит те же сериалы. Это – зацепки для создания общего смыслового поля.
Если же «прощупывание почвы» не дает результата, затроньте общие рабочие темы, которые создадут нейтральный фон для коммуникации.
Вступая в диалог с тем, кто раздражает, вы предполагаете худшее, оно же отражается на вашем лице и поведении. Избавьтесь от этой установки с помощью спонтанного, доброго и неожиданного комплимента. Улыбнитесь отражению в ручье. Делайте это искренне, не «сверху», а на одном уровне.
Если ничего не помогает, точки соприкосновения так и не найдены, остался последний шанс. Придется договориться и сообща составить свод правил взаимодействия, где отклонения и соблюдение будут иметь прописанные последствия. Возможно, сам процесс сотворит чудо совместной деятельности, и вы объединитесь. Но если нет, то теперь вы оба действуете формально, в рамках договора.
Люди разные нужны, люди разные важны. В каждом из нас есть то, что раздражает другого. Не исключено, что вы вызываете схожие чувства по отношения к вам. Но если у цель одна, то и пути достижения найдутся.
Материал подготовила: Алевтина Попкова