Навигатор для карьеры

Секрета нет: чтобы развиваться, нужно прокачивать себя, наращивать опыт. Чем больше знакомых ситуаций, тем меньше риск неожиданностей и неопределенностей. Профессионализм оценивается количеством потраченных часов на конкретную деятельность и гибкостью мышления.

Успешная и зарекомендовавшая себя модель получения опыта «70-20-10» показывает:

• 70% профессионального опыта мы получаем из реального рабочего процесса, принимая решения, взаимодействуя с вышестоящими персонами, учась на собственных ошибках и получая обратную связь. Опыт – результат нашей ежедневной деятельности.

• 20% профессионального опыта – социальное обучение путем наставничества, взаимодействия и совместного решения проблем с коллегами, а также коучинга. Опыт – результат общения с профессиональным сообществом.

• 10% профессионального опыта – непосредственное систематическое обучение, тренинги, мастер-классы. Опыт – результат образовательных мероприятий.

Опыт подразделяется на функциональный и управленческий. Под функциональным понимается набор компетенций, знаний, умений и навыков, которыми обладает человек. Это объективные количественные показатели, благодаря которым выделяют лучших.

Управленческий опыт – способность человека управлять командой в различных ситуациях. И в этом случае, чем больше этих ситуаций, тем опытнее и выше управленец.

Таким образом, чтобы подняться на ступеньку карьерной лестницы, человек должен потратить достаточно времени на предыдущем этапе, научиться взаимодействовать с людьми разного статуса, проработать ошибки и получить солидный набор превосходств, в том числе, лидерских. Это станет шагом вверх.

Казалось бы, нет ничего проще, копи бесценный опыт и смело шагай по направлению к цели. Но почему на деле гораздо сложнее? Опыт копится годами, не принося пользы, коллеги в один голос заявляют: «Тебя бы в начальники!», рамки с дипломами и сертификатами о прохождении обучения копятся за спиной, но вверх не шагается.

На то есть причины.

1. Представьте, что вам необходимо добраться от точки А до точки B в незнакомом городе. Что вы делаете первым делом, когда включаете навигатор в попытках построить маршрут? Правильно, определяете текущее местоположение. Ошибка многих в том, что местоположение на карьерном пути изначально определяется неверно. Неадекватная оценка собственного опыта и возможностей приводит к искажению пути.
Нам кажется, что мы гораздо ближе к цели, чем на самом деле. Кажется, что конечная точка за поворотом, а она на другом конце города.

Помните, чем точнее вы укажете координаты текущего местоположения, тем больше шансов быстрее оказаться там, где нужно.

Как это сделать?

Не стройте выводы, основываясь исключительно на собственном мнении. Расспросите доверенных лиц об уровне развития ваших компетенций, достаточно ли этого, чтобы шагнуть вверх. Непосредственный руководитель, руководитель выше, коллеги и даже сотрудники смежных отделов – их мнение возможно станет серьезным открытием. Придется на время забыть о собственном эго, но только такая обратная связь поможет сдвинуться с мертвой точки. Объединив личные наблюдения с мнением окружающих, вы найдете «ОТ», и это станет первым шагом на пути к цели.

2. Вернемся к навигатору. Текущие координаты найдены, дело за пунктом назначения. Ведь задавая неточные координаты начала, мы ошибаемся и в координатах конца пути. Ждем быстрого результата, забывая о том, что жизнь – это процесс. Даже навигационная система, прокладывая путь, делит его на участки. Это необходимо, чтобы учесть дорожную ситуацию и при необходимости проложить новый кротчайший путь.

Помните, путь «ОТ-ДО» - это сумма небольших «от-до». Это важно, чтобы инструмент оставался полезным и актуальным на всем карьерном маршруте.

Как это сделать?

Постройте индивидуальную карту развития, состоящую из 4-7 функциональных «от-до» и 3-4 управленческих, где «от» - текущее местоположение, а «до» - следующий, но не итоговый важный шаг в карьере.

Пример:
ОТ члена команды с ограниченными обязанностями ДО лидера команды, задающего направление и добивающегося результата.

Каждый шаг «от-до» - важная часть развития опыта, значимое бизнес-достижение, нарастающее поэтапно: закрытие сложного проекта, подписание договора с новым заказчиком, повышение, создание нового продукта или отдела.

Такой подход превратит развитие в цикл: сделать – получить обратную связь – сделать лучше. Цикличность позволит непрерывно накапливать опыт, уменьшать количество неопределенностей и расти профессионально.

Имея ясную модель «ОТ-ДО» и пересматривая ее не реже, чем раз в полгода, вы сможете сфокусироваться на систематизации процессов, «объезде затрудненного движения», чем ускорите собственное развитие.

«Опять планирование…», «Как долго и сложно…», «У меня нет времени составлять индивидуальную карту развития, иначе посыплется план». Поверьте, только планирование способно развеять туман будущего и дать толчок для перехода на новый уровень удовлетворенности жизнью. А построение карьерного маршрута – одна из лучших инвестиций времени, если дошло до скрипа зубов. Успехов!

Материал подготовила: Алевтина Попкова

 

Ваши комментарии

Назад в блог