Работать вместе - работать лучше?

Представьте свой обычный рабочий день. Сколько времени вы тратите на взаимодействие с коллегами: во время совещаний, по телефону, в переписках? У многих при современном рабочем ритме эта цифра достигает 80% рабочего дня!

Что это значит?

jean_philippe_delberghe_660138_unsplash.jpg

Во-первых, что на работу, которую нужно делать самому, времени практически не остается. Во-вторых, что человек не использует свой потенциал, благодаря которому попал на эту должность. В-третьих, дело стоит на месте, так как лавина из просьб и поручений накрывает с головой, отнимая запас ресурсов.

Совет направо, участие в решение чужой задачи налево, сходить на совещание или мозговой штурм – прямо... После такого хочется либо стоять на месте, ничего не делая, либо бежать прочь, сверкая пятками. Именно так и поступают выгоревшие труженики – либо теряют интерес к работе, либо находят другую, менее напряженную.

Давайте рассмотрим коллективную работу с другой стороны и попробуем понять, что же здесь не так.

Не зря общую работу называют ничьей. Но в каждом коллективе находится более внимательный, более инициативный и более ответственный сотрудник. Поэтому, как только речь заходит о коллективной работе, становится понятно, что распределена она неравномерно. Здесь тоже работает закон Парето, а значит, 20% сотрудников выполняют 80% коллективной работы. Виной тому убеждение коллектива в безотказности труженика: помог один раз, значит поможет и в следующий.

Экспериментально доказано, что один человек, который выходит за рамки должностных инструкций и берется за чужие зоны ответственности, способен повысить эффективность группы гораздо больше, чем остальные вместе взятые.

Но такой подход приводит к тому, что на лучших, самых ответственных и исполнительных сотрудников в итоге наваливают все подряд и без разбора, а справиться с этим фактически невозможно. Общая задача буксует на месте, ведь основной труженик выбивается из сил, и работа в организации без него не движется.

 

Интересный факт: при полной загруженности объемом и разнообразием работ, выполняемых такими сотрудниками, этот факт остается незамеченным прямыми руководителями. Дело в том, что задачи и запросы валятся со всех сторон, в том числе из других отделов и подрядных организаций, а прямого целевого упорства менеджер не замечает. В ходе исследования, руководители удивлялись в 80% случаев спискам тружеников, выделяемых сотрудниками.

 

Если вдруг в этом портрете вы узнали себя, то вот инструкция, как не попасть в западню сотрудничества, при этом оставаться эффективным и результативным в общем коллективном деле.

  1. ТРИ ТИПА РЕСУРСОВ

    В процессе сотрудничества люди расходуют три типа ресурсов:

    1. Информационные – опыт, знания и навыки, которые можно зафиксировать и передать.
    2. Социальные – связи, социальное положение, возможность обратиться к тому или иному контакту.
    3. Личные – силы и время человека.

    Эти ресурсы восполняются неравномерно. Так, например, информационные и социальные ресурсы не истощаются, так как человек не отдает их безвозмездно, а делится ими, оставляя в итоге при себе. Поэтому знания и опыт можно раздавать часто, не истощая собственного запаса, помогая коллегам теснее сотрудничать друг с другом.

    А вот личные ресурсы – силы и время – конечны, поэтому, когда человека привлекают к решению общих задач, на его собственные не остается ни того, ни другого. Но именно на личные ресурсы открыта охота коллег. Согласитесь, гораздо проще обратиться к безотказному коллеге с просьбой позвонить знакомому контакту и установить договоренность, чем запрашивать у него информацию, выяснять детали и звонить самому.

    Рано или поздно, когда от просьб не продохнуть, самые внимательные и отзывчивые сотрудники приходят к выводу, что добро всегда наказуемо.

  2. ПРОФИЛАКТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

    Помните, если сотрудничество с коллегами отнимает более 25% рабочего времени в день, то пора задуматься о личном ресурсосбережении и собственных задачах. Контролируйте уровень взаимодействия и помощи коллегам, предвидьте заранее выход из безопасной зоны.

  3.  

  4. УЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ СЛОВО "НЕТ"

    Иногда одно слово, повторенное несколько раз, приводит ситуацию в равновесие. Учитесь защищать свои границы и пространство, чтобы не оказаться в разбитом состоянии. Тратьте личные ресурсы только на то, что действительно полезно.

 

alex_kotliarskyi_361081_unsplash.jpg

 

Наблюдение: в ходе исследований было выявлено, что большая часть совместной работы ложится на женские плечи. Тому есть множество объяснений, но все они сводятся к гендерным стереотипами, основанными на желании заботиться, опекать, помогать и обучать.

 

Опросы показали, что мужчины на 36% чаще делятся информационными ресурсами, а женщины на 66% чаще помогают действиями, что в разы больше отнимает силы и время.

Если вы женщина, ставьте пределы своему альтруизму и участию. Помните, что женская половина наиболее подвластна эмоциональному истощению. Не дайте себе попасть в его лапы.

Если вы мужчина, хвалите женщин-коллег за их трудоспособность и вклад в общее дело, оберегайте их, не дайте выгореть.

Сотрудничество дает много преимуществ бизнесу. Но больше не всегда значит лучше. Злоупотребление силами и временем ответственных сотрудников в совместной деятельности однажды отвернет их от места работы в пользу личного ресурсосбережения.

 

 

Материал подготовила: Алевтина Попкова

Ваши комментарии

Назад в блог