Разумная эмпатия

  Во всем нужна мера. Недавние исследования доказывают, что без эмпатии успеха не добьешься. Она, как волшебные очки, благодаря которым открывается незримый слой реальности, сильно отличающийся от видимого. Но даже сопереживание способно негативно отражаться на карьере и успехе компании.

 

josh_calabrese_527813_unsplash.jpg

 

Во-первых, эмпатия расходует в 2 раза больше физических и эмоциональных ресурсов. Для мозга человека сопереживание – сложная когнитивная задача. Ежесекундно организм отслеживает собственные состояния и реакции, а при сопереживании он делает это за двоих. Одновременно мы воспринимаем, анализируем, интерпретируем и удерживаем в голове множество информации, вычленяя из нее актуальную. Умножим это на два и получим перерасход сил во время эмпативной коммуникации. Часто он равен перенапряжению, за которым следует эмоциональное выгорание.

Наиболее подвержены выгоранию люди, чьи профессии относятся к категории «человек-человек», особенно представители медицинской и социальной сфер. Они попадают в группу риска из-за специфики работы, основанной на эмпатии.

Постоянное сочувствие, склонность жертвовать своими потребностями ради чужих, тревога и эмоциональные потрясения, -  вот список причин «текучки» медицинских кадров. Кстати, физическая нагрузка, сверхурочная работа и низкая зарплата занимают не первые позиции.

В эту группу риска входят медсестры, представители благотворительных фондов, работающие с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, детьми и животными. Работа постепенно превращается в самопожертвование и становится невыносима.

Что касается менеджеров, то они, конечно не входят в группу риска, но эмпатия подразумевает успешность в любой сфере деятельности. Она закладывает вектор в мотивации сотрудников, в отношения с клиентами. Зная, чем живут люди, какие цели преследуют, какие смыслы вкладывают в деятельность и поступки, менеджер может взаимовыгодно управлять ими. А значит, каждый управленец, стремящийся к совершенству, будет прокачивать навык «сопереживания», рискуя эмоционально выгореть.

Стоит помнить, что топливо для эмпатии - внутренние ресурсы человека.

Во-вторых, эмпатия – коварный процесс. Мало того, что она выматывает, она еще конечна, так как исчерпывает саму себя.

Если появилась крепкая эмоциональная связь, значит где-то ее стало меньше. Например, чем больше человек включается в проблемы и тревоги клиентов и сотрудников, тем тяжелее воспринимает домашние дела в нерабочее время.

Эмпатия опустошает, поэтому после эмпатично-насыщенного дня на работе мы чувствуем себя «за забором» чужих забот, и нам ни до чего больше.

 

hutomo_abrianto_576211_unsplash.jpg

 

Или образуется эффект перекоса, когда человек испытывает эмпатию к ближайшему кругу своих, утрачивая способность сопереживать «чужим»: чем больше вкладываемся в отношения со «своими», тем меньше возникает желание общаться с остальными. Эмпатия не безгранична.

Иногда эффект перекоса принимает крайнюю форму – агрессию по отношению к «чужим». Например, когда сочувствие к обиженному коллеге провоцирует общую агрессию отдела по отношению к сотрудникам из других подразделений, нежелание тратить душевные ресурсы на объективный просмотр ситуации и, как следствие, отказ от сотрудничества.

В-третьих, чрезмерная эмпатия искажает реальность. Отвергая «чужих» в пользу «своих», человек награждает последних высокой лояльностью, принимая со временем интересы и суждения другого человека за собственные. Так теряется объективность, что иногда приводит к негативным последствиям, ошибкам и потерям.

Например, многие исследования говорят о том, что мошенничество чаще происходит для других, а не для себя. Но для того, кто совершает, оно называется альтруизмом.

Это явление связано с тем, что принадлежность к сообществу заставляет нас мириться с нарушениями и несовершенством, не чувствовать за них личную ответственность, потому что она «распределяется» на всех участников и ни на кого одновременно.

Эмпатия к определенному кругу людей иногда идет вразрез справедливости.

Как найти баланс, если не сопереживать невозможно, а чрезмерное сочувствие приводит к ограничению возможностей?

  1. Выберите вектор эмпатии и задайте его сотрудникам. В этом помогут корпоративные ценности и принципы. Они регламентируют большинство спорных ситуаций, исключая вхождение в положение всех и вся. Для исключительных ситуаций всегда будет запас сэкономленных ресурсов.
  2. Эмпатия не равна самопожертвованию. Она предполагает взаимную выгоду, где перекос ведет к манипуляции. Повышение или снижение «порога» эмпатии зависит от психологического настроя. Если не идти на поводу у собственных эмоций и домыслов, а задавать прямые вопросы, то взаимная выгода найдется.
  3. Как уже было описано выше, эмпатия – тяжелая работа с большой потерей внутренних ресурсов, которые необходимо восстанавливать. Самый верный способ наполниться силами – заняться тем, что нравится, приносит заряд и удовольствие. Отдыхайте сами и не забывайте давать такую возможность сотрудникам. Например, введите правило отключать электронную почту отпускников, чтобы ничто не мешало им восстанавливаться.

Использовать эмпатию в меру – не домысливать за человека, а поговорить с ним о его чувствах и проблемах. Ведь даже завязав глаза, вы все равно не сможете до конца понять, как чувствуют себя люди, потерявшие зрение. Даже надев костюм беременной, человек неверно оценивает ситуацию и трудности, сопровождающие ее. Только ответы на вопросы помогут развеять домыслы и сформировать объективное сопереживание с последующими шагами.

Собирайте информацию, проявляйте эмпатию разумно и с пользой.

 

 

Материал подготовила: Алевтина Попокова

Ваши комментарии

Назад в блог