Аномалии в бизнесе

Ориентация на тренды становится выигрышной лишь в том случае, если распознать их до физического воплощения. Как только тренд обретает название и форму, ставить его во главу угла бизнеса не имеет смысла. Скорее всего, конкуренты уже во всю «переобуваются» под новые веяния. 

Как же должна выглядеть идея, чтобы кроме вас ей никто не успел воспользоваться?

Как слабые сигналы, на которые вы реагируете удивлением. Как аномалии, масштаб и значение которых пока не ясны, но уже попали в информационное поле. 

Конечно, не все отклонения в дальнейшем становятся вектором развития, но какие-то точно выбьются в лидеры. И если компания сумеет их заметить и осмыслить, то вы далеко убежите от уровня конкурентов, и догнать будет сложно.

Так, например, произошло с Instagram, создатели которого заметили высокий интерес к фотографиям в социальных сетях, и решили бить в цель. 

Как замечать потенциальные для развития бизнеса аномалии?

Это сильно отличается от механического поиска, требует всестороннего внимания и чуткого «уха». Но самое сложное – быть открытым и забыть об устоявшихся алгоритмах. Для этого понадобятся:

1. Беспристрастие

Аномалии находятся вне поле зрения, ведь именно это их делает аномалиями. Даже уловив еле заметный сигнал, человек обычно игнорирует его, потому что сознание не видит соответствия привычному и отбрасывает то, что противоречит модели мира. 

Поэтому:
- смотрите на привычное с разных сторон, попробуйте понять, как ведут себя не только постоянные и среднестатистические клиенты, но особенно бывшие и нетипичные и вообще не ваши клиенты
- следите за изменениями в обществе, технологиях – с ними приходят новые потребности
- подвергайте сомнениям устоявшиеся модели и предположения – чтобы найти аномалию, нужна не только новая информация, но и выход из устоявшейся модели, чтобы избежать замыленного взгляда. Новые когнитивные модели – обновление восприятия реальности
- интерпретируйте и делайте выводы, задавайте себе вопрос: «Что произойдет, если реальность изменится?»
- к аномалиям не применимы существующие модели, поэтому тренды – это риски и неопределенность. А в условиях бизнеса сложно управлять тем, что нельзя измерить. Но неопределенность для одних становится крахом, а для других возможностями, что уже доказала пандемия. Как только сигнал станет определенным и четким, он уже потеряет ценность. 

2. Инновации, ориентированные на аномалию

Здесь важно не столько предсказать будущее на основе данных о прошлом, а разобраться в настоящем, чтобы представить варианты будущего. Таким образом временная шкала представляет не месяцы, а несколько недель, а процесс состоит из 4 этапов:

  • Анализ периферийной информации

Среднестатистические данные не включают аномалии, так как они находятся на периферии семантического поля. Чтобы их обнаружить, потребуется высокая частота сбора данных значительных отклонений. Затратный процесс, согласны. Но благодаря такому подходу скрытые закономерности становятся явными, а главное, находятся объяснения.

  • Обнаружение значимых аномалий

В массиве данных будет множество отклонений, но не все они будут значимыми. При отборе ориентируетесь на те, что удивляют и возможно говорят о будущем то, чего вы еще не знаете. 

Потенциал аномалии можно оценить по:
1)    Импульсу: являются ли исключения устойчивыми, быстро ли растут и обладают ли признаками эмоциональной привлекательности для потребителя
2)    Устойчивости: можно ли увидеть отклонение на разных срезах или в нескольких источниках данных, связано ли с другими изменения в бизнес-среде
3)    Влиянию: может ли заполнить пробелы в нише, к чему это приведет

Так однажды в Google заметили необычный взлет поискового интереса к зеленому платью Дженифер Лопес, и эта потенциальная аномалия стала началом поиска по изображениям. 

  • Создание легенды

Потенциальная аномалия поймана за хвост. Теперь нужно создать убедительную легенду, что будет, если она выстрелит и станет трендом. Чем увлекательнее легенда, тем быстрее и глубже она расползется в компании, и каждый сотрудник будет мыслить в этом направлении. 

Подумайте, как родилась аномалия и к чему она приведет, что ей поможет стать трендом, и почему она должна поменять существующий порядок. Наполняйте историю фактами, создавайте гипотезы, ищите недостающие фрагменты. 
Но самой яркой частью сторителлинга является заголовок, который превращает несформированную мысль в идею, и позволяет ей делиться. В названии заключены концепция, функционал, миссия и возможности идеи. 

  • Исследование и принятие решения

Обнаружив и назвав потенциальный тренд, вы переходите к этапу действий. Аномалии - слабый сигнал, тестирование которого приведет либо к уверенности в правильности, либо к новым знаниям, которые направят к новым аномалиям, либо к пересмотру плана. В меняющейся среде человек учится действуя, а лишь потом думая. 

Встречи с неизвестным приводят к открытиям. Исключения запускают цикл возникновения и проверки гипотез, совершенствуют модели и теории организации общества и пространства. Инновации, ориентированные на аномалии, помогают заметить новые закономерности и сформировать их в свою пользу.  

Ваши комментарии

Назад в блог