3 стратегии восстановления

Выгорание сотрудника – проблема руководителя. На его плечах лежит ответственность за соотношение труда и отдыха, разумную нагрузку и дедлайны. Но это не значит, что пока менеджмент компании структурирует корпоративную систему, вкладывая силы в обеспечение психологического благополучия сотрудников, последние не выгорают. Отметим, выгорают все. Но вот восстанавливаться умеет не каждый.

Ведь внешняя помощь не всегда оказывается эффективной, и часто загоняет человека в чувство вины. А значит, спасение выгорающих – дело рук самих выгорающих. И тому есть научное подтверждение.

Выгорание не однородно, и состоит из 3 психологических симптомов:

1. ИСТОЩЕННОСТЬ нервной системы, умственных и физических ресурсов
2. ОБОСОБЛЕННОСТЬ и ощущение, что весь мир против, и никто не понимает
3. СНИЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ и ощущение некомпетентности.

Чтобы восстановиться после выгорания, необходимо:
- определить, чего стало меньше (от этого зависит тип восстановления)
- дополнить то, чего не хватает до приемлемого уровня.

Истощенность – признак того, что человек перестал думать о себе и собственном здоровье. Он столько работает, что уже забыл, для чего. Та самая многозадачность, которая в резюме указывалась в качестве конкурентного преимущества, вдруг стала казаться наказанием, и, оказалось, все об этом знают.

Лечение: необходимо помнить, что сочувствие и забота о себе – не слабость и баловство, а потребность психики и лучший способ справиться с выгоранием.

Обособленность – чувство отчуждения, наступающее в момент сужения внимания до рабочих задач, ослабление социальных связей из-за высокой конфликтности. Кажется, что коллеги на зло делают не так, не понимают важность ситуации, и способны только портить то, что методично выстраивалось.

Лечение: в данном случае забота о себе только усугубит отчужденность и негативизм, усилив желание делить на свой/чужой. Зато включенность в социальные отношения, доброжелательность к другим помогут укрепить чувство принадлежности. Сопереживание, поддержка, возможность безвозмездно делать что-то для окружающих – шаги, увеличивающие угол обзора, и способ посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Снижение собственной значимости – ощущение неэффективности и некомпетентности. Кажется, что ни одна задача не решена самостоятельно или безупречно, удачи – стечение обстоятельств, тревожность из-за чувства собственной бессмысленности.

Лечение: укрепление самооценки путем постепенного получения результата, начиная с минимальных задач, подтверждающих собственную ценность. Важно структурировать цель и шаги к ней, чтобы происходящее перестало казаться единым навалившимся комом. Самооценка растет от достижения результатов: чем больше сделано, тем выше ценит себя человек.

Задача сотрудника – действовать, взяв ответственность за восстановление на себя.
Задача руководителя – создать условия, при которых сотрудники будут чувствовать контроль над собственной жизнью и принятием решений. Ведь восстановление происходит не на корпоративных выездах и командообразующих мероприятиях, а благодаря возможности самостоятельно восстановиться без давления и осуждения со стороны работодателя, неформальному общению с коллегами и профилактике.

• Не перерабатывать, распределяя нагрузку
• Выделить ключевые цели и ценности
• Учитывать время, потраченное на задачи
• Не обещать больше, чем можешь сделать
• Говорить «нет», если просьба противоречит личным целям
• Просить и принимать помощь
• Находить смысл за пределами рабочего места
• Научиться переключаться на разные виды деятельности

Важно, чтобы каждый сотрудник понимал природу выгорания и мог вовремя определить необходимую стратегию восстановления сил.

 

Ваши комментарии

Назад в блог