Однажды мы перешли на удаленку, и началось. Кому-то показалось, что коллега невежливо попросил предоставить материалы, потому что поставил три восклицательных знака в конце предложения. Кто-то подумал, что пора увольняться, раз руководитель написал сообщение CAPSLK. А некоторые переделывали работу трижды, потому что не понимали, чего от него хочет команда.
Коммуникация, как математика, - наука точная. И лишаясь части привычного восприятия, сотрудники путаются в контекстах, подтекстах и мета-сообщениях.
Чтобы снизить потери информации, мы, опираясь на собственный опыт, разработали модель соотношения сложности задачи и мотивации сотрудника с типами взаимодействия.
Формулы рабочие, проверенные на собственной шкуре, и станут полезным инструментом для дистанционного менеджмента.
Вводные.
В основе лежит модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара, где ось X – уровень знаний и компетенций сотрудника, а ось Y – уровень мотивации на решение задачи.
Уровень знаний и компетенций сотрудника определяет сложность или новизну задачи.
Мотивация сотрудника обусловлена статусом задачи и количеством профита от ее решения.
Соответственно, задача может быть:
- выигрышем («О, как круто, что я должен это сделать!»);
- наказанием («Блин, ну почему опять свалили на меня?!»);
- ответственностью («Да, это моя обязанность – спасать людей»).
Исходя из принципа 7-38-55, и исключив 55% невербалики для удаленных команд, мы разделили типы коммуникации на устные (видеосвязь, телефон) и письменные (мессенджеры, электронная почта). Устное взаимодействие предполагает большую эмоциональную включенность, тогда как письменная выступает в качестве инструктажа или постановки задачи, не требующей вложения эмоциональных ресурсов.
Модель удаленного коммуникационного менеджмента
Отсюда вытекает четыре типа отношения к задаче и способа коммуникации руководителя с подчиненным для сохранности информации при передаче, и достижения максимального результата.
1. ХОЧУ, НО НЕ УМЕЮ
Уровень компетентности: низкий.
Статус задачи: выигрыш.
Тип коммуникации: письменный.
Ситуация возникает при постановке сотруднику новой задачи, либо при включении нового сотрудника в решение стандартной задачи компании. Решением становится письменный инструктаж сотрудника, постановка цели по SMART с необходимыми уточнениями.
2. НЕ ХОЧУ И НЕ УМЕЮ
Уровень компетентности: чуть выше, чем низкий
Статус задачи: наказание
Тип коммуникации: письменный и устный
Ситуация возможна, если сотрудник был оставлен наедине с самим собой на продолжительное время без объяснения причин, либо его вклад и инициативность проигнорировали. В таком случае, стоит дать письменный инструктаж к новой задаче и подкрепить устной мотивационной беседой, «развернув» задачу выигрышной стороной.
3. НЕ ХОЧУ, НО УМЕЮ
Уровень компетентности: высокий
Статус задачи: изменчивый
Тип коммуникации: устный и письменный
Ситуация, когда сотрудник – профессионал, но для решения задачи ему не хватает мотивации. Часто связано с неуверенностью, недостатком времени или ресурсов. Поэтому сначала подключается эмоциональная включенность руководителя в устной беседе, чтобы прояснить пробелы в мотивации. Затем информация подкрепляется письменной инструкцией и гарантиями о предоставлении необходимого для решения задачи.
4. ХОЧУ И УМЕЮ
Уровень компетентности: высокий
Статус задачи: ответственность
Тип коммуникации: устный
Этот сотрудник с вами давно, сам знает, как и что делать, поэтому готов взять ответственность за результат. Ему не нужны письменные инструкции, но нужна эмоциональная включенность руководителя, чтобы почувствовать собственную незаменимость и экспертность.
Вышеописанные формулы универсальны для любой отрасли и бизнес-сферы при дистанционном управлении.
А если хотите получить больше полезных инструментов для удаленных команд, то приглашаем Вас на онлайн-курс «Дистанционный менеджмент. Управление удаленными командами», который стартует 19 мая. Для регистрации напишите на blog@fgconsulting.ru, и мы свяжемся с Вами! Не упустите шанс прокачать актуальные управленческие навыки!