«Без практики не достигнешь совершенства», - гласит народная мудрость. Но для каждого за словом «практика» стоит собственный набор элементов и пониманий. Для одних – это бесконечное число повторений одного и того же, то самое зазубривание, которое оказывало медвежью услугу в школе. А для других – поэтапное увеличение сложностей на пути к овладению навыками. Трудному, но интересному пути.
Так вот, обучаемость – это такой же навык, который совершенствуется, благодаря осознанному применению практики и фишкам. О фишках сегодня и поговорим.
1. Ставить цели.
Мало кто пользуется таким сравнением, но эффективное обучение сродни проектному менеджменту. Чтобы обучиться чему-то, мы должны понимать, для чего нашему мозгу прилагать усилия, а личности тратить время и ресурсы.
На этом этапе у школьников возникает первый «провал». Никто не объясняет, для чего летний день солнечный день необходимо тратить на повторение неправильных глаголов английского языка, вместо веселой игры с друзьями во дворе. Абстрактные «в жизни пригодится», «для общего развития», и уж тем более «обязательная программа, чтобы не быть двоечником» только отталкивают от получения новых знаний. Отсутствие связи «действие – результат» запускает программу сопротивления.
В то время как постановка логичных, конкретных и достижимых целей наполняет обучение смыслом и помогает выбрать подходящую стратегию.
Наличие цели также исключает беспокойство на темы: «Тем ли я занимаюсь?», «Хорошо ли я справляюсь?», и «А вдруг я провалюсь?».
Вспомните себя в школьные годы. Помните, как негативные эмоции по поводу самоподготовки и неуверенности в собственных силах соответствовать ожиданиям взрослых (родителей, учителей, директора школы) мешали учиться новому в удовольствие и приводили к зазубриванию материала. Ведь проще сказать то, чего от тебя ждут, и забыть об этом на веки вечные.
Поставив цели, человек с легкостью справится с эмоциями и достигнет прогресса в обучении за короткие сроки.
2. Думать о том, как думаешь.
Мозг человека – уникальная машина с индивидуальными программами по сбору, анализу и переработке информации. Только человеку известно, как он узнал то, что знает, каким образом запомнил и теперь применяет в жизни. Чтобы заметить механизмы мышления, нужно внимательнее к ним относиться, задавая себе вопросы:
«Я действительно понимаю ядро этой идеи?»
«Смог бы я объяснить ее другому человеку?»
«Нужны ли мне дополнительные фундаментальные знания или теперь дело за практикой?»
Поучиться такому метапознанию можно у экспертов, которые размышляя над формулировкой проблемы, уделяют особое внимание понятности и разумности ответа.
Зазубривание исключает эту фишку обучения. Оно не приносит понимания, а значит, не дает знаний. Отсюда любимый эффект учителей - «в одно ухо влетело, из другого вылетело».
Чем чаще человек задумывается о собственных способах мышления, тем проще ему дается решение любых жизненных задач.
3. Размышлять об инструментах обучения.
Получение знаний – набор инструментов. Можно добывать их по старинке палкой-копалкой, а можно искать инновационные разработки.
Обучению присуще противоречие: чтобы его понять, от него нужно абстрагироваться. Наверняка вы замечали этот парадокс, когда бились над решением проблемы долгое время и не могли найти ответ, но как только решили все пустить на самотек, ответ приходил в одночасье.
Например, для многих таким открытием стало изучение иностранного языка с помощью любимых фильмов и сериалов. То, что долгое время не давалось и не усваивалось, пришло в форме удовольствия легко и непринужденно.
Размышление приносит пользу обучению, если проходит в спокойной обстановке когнитивного покоя: в душе, за мытьем посуды или во время сна.
Вспомните, как вы делали уроки. Усталый после школьных занятий и дополнительных кружков возвращаешься домой. Хочется либо лечь и уснуть, либо бежать во двор к друзьям. Ну точно не делать домашние задания. Но установка «Только после выученных уроков!» создает дополнительную стрессовую ситуацию, нагнетает эмоции гнева и ощущение непонятости миром. Они заполняют разум, не оставляя места новому. Возможно ли осмысленное обучение в таком состоянии?
Чтобы приобрести понимание, необходимо пребывать в состоянии умственного покоя. Кстати, поэтому многим гораздо проще учить материал по ночам.
Мы надеемся, что эти фишки станут полезными не только для компаний, стремящихся раскрыть потенциал сотрудников, но и для родителей школьников, только начавших учиться получать знания. Конечно, развитие этого навыка должно закладываться учителями, но родителям это сделать гораздо проще, а главное – это серьезный вклад в будущее успешного человека.
Быстрая обучаемость – не признак высокого интеллекта или врожденной гениальности. Быстрая обучаемость – это умение расставлять цели в обучении, знание секретов собственного мышления и осознанное применение инновационных инструментов.
Материал подготовила: Алевтина Попкова