О вредной и полезной проактивности

Энергия способна созидать или разрушать, если не направить ее в нужное русло. Рассуждая о проактивности, стоит учитывать детали. Проактивность позитивна тогда, когда в точности соответствует ожиданиям руководителя. В ином случае она способна нанести серьезный вред не только коллективу, но и бизнесу. Если не хотите, чтобы инициативный сотрудник стал «революционером», выступив с идеей невыгодных компании изменений, то стоит отличать разумную проактивность от неразумной.

Разумной ее делает соответствие принципу баланса: баланс собственных интересов, интересов других людей и интересов общества в самом широком понимании. Чтобы вовремя заметить и соотнести проактивность кандидата или действующего сотрудника, обратите внимание на следующие умения.

1. Управление собой.

Проактивность требует целенаправленных затрат времени и ресурсов. Целенаправленность – определяющий критерий, так как невозможно решать все проблемы одновременно. Попытка ухватиться за все и сразу неизбежно приведет к выгоранию, но не к результату. Если человек готов «горы свернуть» в нескольких направлениях одновременно, то стоит задуматься, хватит ли его инициативности хотя бы на одну задачу.

Проактивность подразумевает «+1», т.е. исполнение основных обязанностей и замах на шаг вперед. Поэтому важно, чтобы человек умел планировать время, распределять собственные ресурсы, оценивать возможности и профессиональные навыки, а главное – передавать инициативу другим, если чего-то недостает.

2. Принятие интересов окружающих.

Проактивный сотрудник должен понимать, что даже малейшие изменения в системе ведут к ряду последствий. Так внедрение инноваций в одном отделе обязательно повлияет на работу смежных. Зачастую нововведения не вступают в силу не из-за отсутствия или лени руководителей, им мешают загруженность и сопротивление команды. То, что одному кажется разумным и логичным, для другого превращается в дополнительные часы работы и разрушение выстроенного работающего алгоритма.

Поэтому проактивность должна подразумевать обзор на 360°, чтобы учитывать интересы других, прежде, чем приступать к внедрению инноваций. Ответы на вопросы «Кого затронет моя инициатива?» и «Кто может помочь в достижении результата?», подскажут, к кому бежать за поддержкой, чтобы нововведения вписались в устоявшуюся систему с минимальными рисками.

Неумение учитывать интересы других и прогнозировать реакции нередко приводит к конфликтам между проактивными сотрудниками и менее лабильными руководителями. Новые идеи воспринимаются в качестве угрозы для карьеры управленца, а потому застревают на промежуточном уровне, подвергаясь критике и долгому согласованию, либо подавляются на начальном этапе. Но в таком случае вопрос приоритетов должен быть адресован к вышестоящему руководству: что важнее – новые идеи или опыт.

Полный контроль убивает атмосферу доверия, в которой рождаются инициативы и желание творить.

3. Целостное видение корпоративной концепции.

Любая инициатива должна соответствовать целям бизнеса. Вырванная из контекста идея, которая сработала в одной компании, может не только не подойти, но и навредить другой. Яркий пример – опыт создания офисного пространства open space. Идея открытого пространства для облегчения взаимодействия между отделами и коллегами для многих компаний стала провальной, так как лишила сотрудников возможности концентрироваться на сложных задачах – постоянный шум и гул мешали и снижал продуктивность и работоспособность. Перемены ради перемен редко оправдывают себя и дают рост компаниям. Проактивность должна бить в цель бизнеса.

Только сбалансированное применение трех умений делает проактивность сотрудника действительно полезной и разумной. Поэтому сама по себе инициативность не так важна, как думает большинство руководителей и HR-ов. Человек может быть проактивен исключительно в личных интересах, а может доводить себя до изнеможения, учитывая интересы других и работая на их обеспечение. И это тоже проактивность, но бессмысленная с точки зрения корпоративных целей.

Отбирая кандидатов или присматриваясь к действующим сотрудникам с целью найти проактивных инноваторов, учитывайте, насколько человек может поддерживать баланс внешних и внутренних интересов. Тогда вы найдете тех, кто делает разумные вещи разумным способом.

 

Материал подготовила: Алевтина Попкова

Ваши комментарии

Назад в блог