Обратная сторона «волновой» стратегии: или роботы на службе бизнеса

Авторская колонка СЕО, ведущего тренера «FG Consulting» Антона Макарова.

В статье «Негативные факторы среды: барьеры или драйверы для роста бизнеса?» (см.подробнее здесь ) мы рассказали об инструменте оценки подхода команды к формированию и реализации стратегии бизнеса.

2108142.jpg

Эта модель позволяет оценить текущее состояние компании, из которого она продуцирует и реализует стратегические инициативы. В предыдущих статьях, мы уже разобрали квадраты «Стратегической дезориентации» и «Волновой» стратегии». Сегодня мы поговорим, по меткому выражению Е.Сидоренко, про «подневольное» состояние бизнеса и команды в тот момент, когда они следуют сухому девизу: «arbeiten, arbeiten und arbeiten». Само по себе состояние неплохое, т.к. именно оно приносит экономическое чудо в дом компании (в этом плане, мы очень уважительно относимся ко многим бизнесам Европы). Только такие чудесные эффекты появляются в том случае, если текущая деятельность наполнена смыслами, корпоративными эмоциями и командными переживаниями. В случае, если этого не происходит, тогда мы можем наблюдать следующие симптомы:

  1. Зацикленность сотрудников исключительно на своем функционале и задачах. Четкое понимание своего места в общей системе, приводит к эффекту «отгороженности» от всех остальных участников организации. Классические кросс-функциональные конфликты рождаются не только там, где процессы не настроены, но и там, где не хватает сопричастности к делам друг друга.
  2. Исключительно рабочие и «сухие» отношения с коллегами на всех организационных уровнях. В результате человек становится заложником планов и показателей, но не замечает «отношенческий» фон, на котором разворачивается жизнь компании. Именно в этом случае, мы называем стиль реализации стратегии такой компании «роботизированным».
  3. Командно-административный стиль управления в таких системах явно доминирует. Т.к. этот подход поддержан установкой на цифры и планы, людей за ними не видно. Да и смысла в этом нет, т.к. незаменимых сотрудников тоже нет! Зачем тратить на них свое время и силы..?
  4. Временами, возникает нездоровый социально-психологический климат в коллективе, вызванный блокировкой потребностей в общении и смысле деятельности. В этом плане показательным является исторический пример, описанный Ричардом Фейнманом. Р. Фейнман принимал участие в Манхэттенском проекте. Работа требовала большого количества сложных вычислений, для осуществления которых нанимали рядовых сотрудников, женщин. Они должны были с помощью арифмометра совершать вычислительные операции. 1314.pngБольшую операцию разбивали на множество маленьких, последовательно записывали на карточки и отдавали девушкам (каждая из них выполняла свою операцию, передавала свой результат соседке, и так до тех пор, пока вычисления не были произведены до конца). Если кто-то из них ошибался, все начинали сначала. Так как проект был секретный, никто из рядовых сотрудников не знал, над чем они работают, они просто делали вычисления. Количество ошибок было большим и процесс вычислений был очень длительным. Тогда, Ричард Фейнман пошел к военному руководству и убедил сообщить операционисткам цель их деятельности. Им рассказали, что они работают над созданием супер оружия, которое положит конец войне. С момента, как сотрудники узнали, количество ошибок существенно снизилось, и скорость работы возросла. Знание смысла своей деятельности было единственным условием, которое изменилось в их работе, но которое, в свою очередь, привело к существенному увеличению эффективности и формированию эмоционального контекста в работе девушек!

Опытный и искушенный читатель, возможно, выделит еще целый ряд симптомов, но здесь у нас нет такой задачи. Гараздо важнее понять, на что необходимо обращать особое внимание руководителям компаний, «попавших» в квадрат «волновой» стратегии. Итак, несколько рекомендаций:

  1. Инвестируйте свое время в выстраивание отношений с людьми. Бизнес делают люди, в процессы вовлечены тоже люди и, поэтому доверительные отношения могут влиять на большое количество объективных показателей.
  2. Возьмите за правило проводить со своими людьми мотивационные беседы. По сути, это инструмент, который «топит лед» и создает мощные предпосылки для формирования доверия. К тому же, в этом есть и прагматичный смысл – вы всегда понимаете, чем живут ваши люди, а значит, способны корректировать свою систему мотивации.
  3. Создавайте условия для событийности в вашей компании. Это могут быть, как и специально организованные event-мероприятия, так и встроенные в повседневную жизнь компании «междусобойчики». Например, можно начинать совещания с ритуального чаепития, которое и настрой создает, и дает возможность обсудить рабочие вопросы.

 

Поэтому, в очередной раз призываем Вас быть внимательными к признакам, которые могут определять организационную дисфункцию. Ведь она блокирует состояние «потока», дающее энергию для реализации Ваших стратегий! Наиболее эффективное состояние компании мы характеризуем, как стратегическую устойчивость. О том, как ее достичь, мы расскажем в следующих выпусках нашего блога.

Ваши комментарии

Назад в блог