Обратная сторона «волновой» стратегии: или роботы на службе бизнеса
Авторская колонка СЕО, ведущего тренера «FG Consulting» Антона Макарова.
В статье «Негативные факторы среды: барьеры или драйверы для роста бизнеса?» (см.подробнее здесь ) мы рассказали об инструменте оценки подхода команды к формированию и реализации стратегии бизнеса.
Эта модель позволяет оценить текущее состояние компании, из которого она продуцирует и реализует стратегические инициативы. В предыдущих статьях, мы уже разобрали квадраты «Стратегической дезориентации» и «Волновой» стратегии». Сегодня мы поговорим, по меткому выражению Е.Сидоренко, про «подневольное» состояние бизнеса и команды в тот момент, когда они следуют сухому девизу: «arbeiten, arbeiten und arbeiten». Само по себе состояние неплохое, т.к. именно оно приносит экономическое чудо в дом компании (в этом плане, мы очень уважительно относимся ко многим бизнесам Европы). Только такие чудесные эффекты появляются в том случае, если текущая деятельность наполнена смыслами, корпоративными эмоциями и командными переживаниями. В случае, если этого не происходит, тогда мы можем наблюдать следующие симптомы:
- Зацикленность сотрудников исключительно на своем функционале и задачах. Четкое понимание своего места в общей системе, приводит к эффекту «отгороженности» от всех остальных участников организации. Классические кросс-функциональные конфликты рождаются не только там, где процессы не настроены, но и там, где не хватает сопричастности к делам друг друга.
- Исключительно рабочие и «сухие» отношения с коллегами на всех организационных уровнях. В результате человек становится заложником планов и показателей, но не замечает «отношенческий» фон, на котором разворачивается жизнь компании. Именно в этом случае, мы называем стиль реализации стратегии такой компании «роботизированным».
- Командно-административный стиль управления в таких системах явно доминирует. Т.к. этот подход поддержан установкой на цифры и планы, людей за ними не видно. Да и смысла в этом нет, т.к. незаменимых сотрудников тоже нет! Зачем тратить на них свое время и силы..?
- Временами, возникает нездоровый социально-психологический климат в коллективе, вызванный блокировкой потребностей в общении и смысле деятельности. В этом плане показательным является исторический пример, описанный Ричардом Фейнманом. Р. Фейнман принимал участие в Манхэттенском проекте. Работа требовала большого количества сложных вычислений, для осуществления которых нанимали рядовых сотрудников, женщин. Они должны были с помощью арифмометра совершать вычислительные операции. Большую операцию разбивали на множество маленьких, последовательно записывали на карточки и отдавали девушкам (каждая из них выполняла свою операцию, передавала свой результат соседке, и так до тех пор, пока вычисления не были произведены до конца). Если кто-то из них ошибался, все начинали сначала. Так как проект был секретный, никто из рядовых сотрудников не знал, над чем они работают, они просто делали вычисления. Количество ошибок было большим и процесс вычислений был очень длительным. Тогда, Ричард Фейнман пошел к военному руководству и убедил сообщить операционисткам цель их деятельности. Им рассказали, что они работают над созданием супер оружия, которое положит конец войне. С момента, как сотрудники узнали, количество ошибок существенно снизилось, и скорость работы возросла. Знание смысла своей деятельности было единственным условием, которое изменилось в их работе, но которое, в свою очередь, привело к существенному увеличению эффективности и формированию эмоционального контекста в работе девушек!
Опытный и искушенный читатель, возможно, выделит еще целый ряд симптомов, но здесь у нас нет такой задачи. Гараздо важнее понять, на что необходимо обращать особое внимание руководителям компаний, «попавших» в квадрат «волновой» стратегии. Итак, несколько рекомендаций:
- Инвестируйте свое время в выстраивание отношений с людьми. Бизнес делают люди, в процессы вовлечены тоже люди и, поэтому доверительные отношения могут влиять на большое количество объективных показателей.
- Возьмите за правило проводить со своими людьми мотивационные беседы. По сути, это инструмент, который «топит лед» и создает мощные предпосылки для формирования доверия. К тому же, в этом есть и прагматичный смысл – вы всегда понимаете, чем живут ваши люди, а значит, способны корректировать свою систему мотивации.
- Создавайте условия для событийности в вашей компании. Это могут быть, как и специально организованные event-мероприятия, так и встроенные в повседневную жизнь компании «междусобойчики». Например, можно начинать совещания с ритуального чаепития, которое и настрой создает, и дает возможность обсудить рабочие вопросы.
Поэтому, в очередной раз призываем Вас быть внимательными к признакам, которые могут определять организационную дисфункцию. Ведь она блокирует состояние «потока», дающее энергию для реализации Ваших стратегий! Наиболее эффективное состояние компании мы характеризуем, как стратегическую устойчивость. О том, как ее достичь, мы расскажем в следующих выпусках нашего блога.
Ваши комментарии
Назад в блог