Как правильно ставить цели по методике OKR?
Цель в методике OKR должна быть масштабной и отражать успехи компании. Например, открытие нового отдела продаж не является целью, так как это действие само по себе не повлияет на результаты бизнеса. Чтобы цель была правильной по методике OKR, она должна быть амбициозной, понятной и согласованной с целями других команд.
Амбициозность - это ключевой фактор задания целей по методике OKR. Если компания всегда достигает 100% поставленных целей, значит, они слишком простые. Цели должны быть достаточно сложными, чтобы вызвать интерес и вдохновение у команды, но не настолько сложными, чтобы навредить или демотивировать. Они должны быть "растягивающими" - как тренировка для шпагата. Необходимо учитывать, что достижение 60—75% от задуманного воплотилось в жизнь уже является успехом.
Когда вы только начинаете работать с методикой OKR, рекомендуется ставить цели, которые сложны, но достижимы. Это поможет развить культуру, ориентированную на результат, у команды и после этого переходить к более сложным целям.
Цель должна быть понятной и легко запоминающейся. Команда не должна иметь вопросов, ради чего они выполняют свою работу. Хороший пример цели - "Обеспечить лучший опыт мытья машин 100% автовладельцев, чтобы увеличить число повторных клиентов". Цель должна быть ясной и содержательной, чтобы команда понимала, что они делают.
Согласованность - это также важный аспект методики OKR. Глобальная цель бизнеса должна быть согласована с целями других команд. Например, финансовому отделу нельзя ставить цели, связанные с максимальной экономией, если маркетинговому отделу поручено увеличить узнаваемость бренда. Постановка целей - двунаправленный процесс. Руководители ставят общую цель для всех команд, а команды определяют свои ключевые результаты в соответствии с глобальными целями организации. После этого руководители проверяют цели команд и убеждаются, что они соответствуют OKR компании и нет противоречий.
Ключевые результаты, или key results, помогают более точно описать цель. Для каждой цели необходимо определить от двух до пяти ключевых результатов, которые показывают, что команда движется к достижению цели. Хороший ключевой результат соответствует цели, измеряется в числах и сфокусирован на бизнесе. Хорошие ключевые результаты подкрепляют амбициозные цели и помогают контролировать их достижение.
Таким образом, для успешного использования методики OKR необходимо ставить амбициозные, понятные и согласованные цели, подкрепленные ключевыми результатами и грамотно контролировать их выполнение.
Контроль работы по OKR имеет важное значение для команды, поскольку без него цели могут остаться лишь обещаниями. Организация контроля происходит с оговоренной регулярностью - от одного раза в неделю до одного раза в месяц. Обычно это осуществляется через часовые встречи, где лидер и команда анализируют выполнение ключевых результатов. На таких встречах обсуждаются:
- Проделанная работа по каждому из ключевых результатов;
- Влияние каждого действия на достижение целей;
- Факторы, затрудняющие прогресс команды;
- Текущее состояние ключевых результатов;
- Планы команды по улучшению результатов.
Давай рассмотрим пример с автомойкой. Через две недели после установления целей, руководитель провел с командой check-in. За это время технический отдел провел анализ и начал разрабатывать технический регламент для сокращения времени обслуживания машины с 15 до 8 минут без потери качества. Хотя это не полностью соответствует установленному ключевому результату в 4 минуты, это считается значительным прогрессом в пути к достижению цели. Окончательное внедрение изменений займет еще две недели.
В то же время, отдел маркетинга совместно с финансовым отделом разработал и внедрил новую тарифную сетку, которая привлекла больше клиентов. Это привело к накоплению очередей, поскольку скорость работы на мойке еще не является идеальной. Количество клиентов увеличилось, но они не всегда остались довольными, поэтому редко возвращаются и средний чек падает.
На следующей встрече владелец прояснит ситуацию: он попросит отдел маркетинга скорректировать свою стратегию и напомнит, что необходимо стремиться не только к увеличению количества клиентов, но также к их лояльности и повышению среднего чека.
Мониторинг выполнения задач позволяет определить, какие из них приближают команду к достижению целей, а какие можно отложить. Важно, чтобы сконцентрироваться не только на проблемах в процессе, а также на способах достижения результата. Например, установка забора, чтобы скрыть очереди от клиентов, является неэффективной идеей. Это только отнимет время команды, не приближая их к достижению ключевых результатов.
При работе с OKR часто возникают типичные ошибки. Они включают:
- Слабый контроль: это наиболее серьезная ошибка. Цель, которую никто не контролирует, в конечном итоге не будет достигнута. Еженедельные или ежемесячные встречи для обсуждения OKR являются обязательной составляющей процесса.
- Недостаточно высокие или слишком высокие цели. Руководитель может забыть о заданных целях или, наоборот, установить их слишком высоко. В первом случае команда может расслабиться и не делать ничего, ожидая вознаграждения. Во втором случае команда будет демотивирована и перестанет работать, понимая, что цель недостижима.
- Плохие показатели. Если ключевые результаты неизмеримы, они не могут быть достигнуты. Индикаторы, основанные на "сделано - не сделано", не дают хороших результатов. Лучше использовать показатели, которые можно измерить в числах или в процентах.
- Недостаточное понимание OKR. Команда, работающая по методике OKR, должна понимать, зачем эта методика нужна и как она работает. Руководителю необходимо разъяснить эту суть.
В то же время, сам лидер должен использовать методику в соответствии с ее предназначением: не просто использовать OKR в качестве списка задач и не требовать 100% выполнения показателей, установленных команде на "рост", угрожая отменой премий. Лучше всего помочь команде превзойти свои ожидания, даже если показатели будут выполнены только на 70%. В результате бизнес только выиграет.