OKR — метод целеполагания

OKR, или Objectives and Key Results, — это методика, которая пришла в бизнес из ИТ-сектора.

OKR произошла из системы «Управление по целям», которую разработал консультант и автор книг Питер Друкер.

Эндрю Гроув, бывший генеральный директор Intel, взял эту систему и сократил ее до более простой формы, в которой задаются два основных вопроса.

  • Куда я хочу прийти?
  • Какие шаги нужно сделать, чтобы попасть туда?

Популярность она обрела уже в Google, когда в 1999 году Джон Дорр предложил руководству OKR. Когда система целеполагания OKR привела компанию к высоким результатам, Amazon, Twitter, Netflix и др., также стали использовать OKR, что и помогло им ускорить рост и достичь высоких показателей.

"Для Intel, Google, Facebook, Amazon, Microsoft OKR стали синонимом успеха". - из предисловия книги Джона Дорра "Измеряйте самое важное".

Чем хорош OKR:

  1. Повышает прозрачность: сотрудники понимают, куда движется компания и на чем необходимо концентрироваться прямо сейчас
  2. Растит уровень самостоятельности: каждый сотрудник сам придумывает способы достижения своих целей на благо компании
  3. Объединяет команды: разные отделы не только «делают своё дело», но также помогают другим и кооперируются для достижения общих целей

В отличие от KPI или SMART, OKR предлагает ставить цели, которые на первый взгляд кажутся слишком амбициозными. В то же время она не диктует, как именно этих целей достигать.

Компоненты OKR

При работе с методом OKR используется простой и очень гибкий шаблон, который можно подогнать под любую цель:

  • Я достигну [цель] , что можно измерить [ключевым результатом].

Цель — это то, чего вы хотите достичь: например, снизить объём выбрасываемых вами парниковых газов до наименьшего в отрасли.

Ключевой результат — это показатель, по которому будет оцениваться ход достижения поставленной цели: например, сделать так, чтобы четверть материалов, используемых для производства, была биоразлагаемой, и так далее.

Кому нужна методика OKR

Метод OKR полезен:

  • крупным компаниям со сложной структурой;
  • среднему бизнесу, который прочно стоит на ногах;
  • стартапам и малым командам;
  • руководителям с малым управленческим опытом.

OKR не пригодится операционным сотрудникам и линейным менеджерам: им будет полезнее система KPI.

Крупным компаниям. В большой структуре сложно удержать фокус на целях компании и связи рядовых сотрудников с ними. Выстроенная система OKR помогает сохранить мотивацию сотрудников и показать, как результаты компании зависят от их вклада в дело. OKR также помогает синхронизировать работу нескольких команд, которые работают одновременно на нескольких проектах.

Среднему бизнесу. Устойчивый средний бизнес, который нашел оптимальную бизнес-модель, может годами стоять на месте. Работа с OKR поможет найти новое направление для роста компании.

Стартапам. С помощью OKR команда сможет сфокусироваться на конкретных целях и задачах в условиях ограниченных ресурсов.

Руководителям. Для руководителей с малым управленческим опытом работа с OKR — простой способ понять, двигается ли команда в нужном направлении и какая поддержка ей нужна. Для опытных управленцев это еще один мощный инструмент работы с распределением задач в команде.

Нужно помнить, что OKR — методика для постановки целей, а не для построения процессов в компании. Если вам нужно наладить процессы, начните с внедрения CRM и знакомства с методиками Agile и SCRUM.

OKR: Инструкция

Как и у любой методологии, у OKR есть свой список правил или требований, которые нужно соблюдать, чтобы система работала:

  1. Цели (те самые objectives из названия) устанавливаются на месяц, квартал или полгода на нескольких уровнях: компания, отделы, сотрудники.
  2. Каждый уровень ставит цели самостоятельно и обсуждает их с остальными.
  3. Цели сотрудников должны вытекать из целей отделов, а цели отделов — из целей компании.
  4. На всех уровнях надо ограничиться двумя-пятью целями.
  5. Для каждой цели определяют три-пять показателей результативности (key results). Они должны быть измеримыми и объективными, чтобы сотрудники смогли понять, насколько продвинулись вперёд.
  6. Цель считается достигнутой, если показатели были выполнены на 60–80%. Если на 100% и выше, то значит цель была изначально слабой, а если меньше 50% — оторванной от реальности.
  7. Все цели хранятся в документе, который доступен любому сотруднику компании.

Пример OKR для команд по поддержке клиентов

ЦЕЛЬ: повысить удовлетворенность клиентов.

КЛЮЧЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ 1: сокращение времени ожидания для заявок в службу поддержки до 24 часов.

КЛЮЧЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ 2: повышение оценок по результатам опросов клиентов до среднего значения «четыре звезды».

Пример личного OKR

OKR можно использовать не только на работе. Когда Джона Дорра спросили, как ему удалось улучшить свою жизнь, он рассказал, что использовал собственную систему, чтобы увеличить количество времени, которое он проводит с семьёй.

Цель — проводить больше времени с близкими, что можно измерить так:

  • Ключевой результат — приходить домой к ужину в 6 вечера 20 раз в месяц.
  • Ключевой результат — отключать доступ в интернет, чтобы быть с семьёй и ни на что не отвлекаться.

Ваши комментарии

Назад в блог
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на работу с этими файлами.
Принять и закрыть