OKR, или Objectives and Key Results, — это методика, которая пришла в бизнес из ИТ-сектора.
OKR произошла из системы «Управление по целям», которую разработал консультант и автор книг Питер Друкер.
Эндрю Гроув, бывший генеральный директор Intel, взял эту систему и сократил ее до более простой формы, в которой задаются два основных вопроса.
Популярность она обрела уже в Google, когда в 1999 году Джон Дорр предложил руководству OKR. Когда система целеполагания OKR привела компанию к высоким результатам, Amazon, Twitter, Netflix и др., также стали использовать OKR, что и помогло им ускорить рост и достичь высоких показателей.
"Для Intel, Google, Facebook, Amazon, Microsoft OKR стали синонимом успеха". - из предисловия книги Джона Дорра "Измеряйте самое важное".
Чем хорош OKR:
В отличие от KPI или SMART, OKR предлагает ставить цели, которые на первый взгляд кажутся слишком амбициозными. В то же время она не диктует, как именно этих целей достигать.
Компоненты OKR
При работе с методом OKR используется простой и очень гибкий шаблон, который можно подогнать под любую цель:
Цель — это то, чего вы хотите достичь: например, снизить объём выбрасываемых вами парниковых газов до наименьшего в отрасли.
Ключевой результат — это показатель, по которому будет оцениваться ход достижения поставленной цели: например, сделать так, чтобы четверть материалов, используемых для производства, была биоразлагаемой, и так далее.
Кому нужна методика OKR
Метод OKR полезен:
OKR не пригодится операционным сотрудникам и линейным менеджерам: им будет полезнее система KPI.
Крупным компаниям. В большой структуре сложно удержать фокус на целях компании и связи рядовых сотрудников с ними. Выстроенная система OKR помогает сохранить мотивацию сотрудников и показать, как результаты компании зависят от их вклада в дело. OKR также помогает синхронизировать работу нескольких команд, которые работают одновременно на нескольких проектах.
Среднему бизнесу. Устойчивый средний бизнес, который нашел оптимальную бизнес-модель, может годами стоять на месте. Работа с OKR поможет найти новое направление для роста компании.
Стартапам. С помощью OKR команда сможет сфокусироваться на конкретных целях и задачах в условиях ограниченных ресурсов.
Руководителям. Для руководителей с малым управленческим опытом работа с OKR — простой способ понять, двигается ли команда в нужном направлении и какая поддержка ей нужна. Для опытных управленцев это еще один мощный инструмент работы с распределением задач в команде.
Нужно помнить, что OKR — методика для постановки целей, а не для построения процессов в компании. Если вам нужно наладить процессы, начните с внедрения CRM и знакомства с методиками Agile и SCRUM.
OKR: Инструкция
Как и у любой методологии, у OKR есть свой список правил или требований, которые нужно соблюдать, чтобы система работала:
Пример OKR для команд по поддержке клиентов
ЦЕЛЬ: повысить удовлетворенность клиентов.
КЛЮЧЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ 1: сокращение времени ожидания для заявок в службу поддержки до 24 часов.
КЛЮЧЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ 2: повышение оценок по результатам опросов клиентов до среднего значения «четыре звезды».
Пример личного OKR
OKR можно использовать не только на работе. Когда Джона Дорра спросили, как ему удалось улучшить свою жизнь, он рассказал, что использовал собственную систему, чтобы увеличить количество времени, которое он проводит с семьёй.
Цель — проводить больше времени с близкими, что можно измерить так: