Охотник или компаньон?

Жизнь человека построена на ценностях. Чтобы разобраться в вопросах предназначения, придется перевести понятия в ценностно-смысловое поле. Так успешная карьера – это, прежде всего, власть и деньги. Власть и деньги – это свобода. Но чтобы получить свободу, нужно быть преданным (=зависимым) работе. Все познается в сравнении, и только работая, мы обретаем относительную свободу в отдыхе, желаниях и возможностях.

Традиционно роль добытчика принадлежала мужчине. От него ждали профессиональных успехов, в то время, как женщина становилась домохозяйкой или работала «для себя». Но сегодня положение вещей меняется. Мужчина в декрете – уже не редкость, если женщина приносит больший доход в семью. Женщины добывают свободу наравне с мужьями, ожидая, что те поддержат их и в любой момент переключат внимание с карьеры на семейные заботы. Устои пошатнулись.

Противоречие между традициями и реальностью создают новое ценностно-смысловое пространство. Равноправие привело к парадоксу: что теперь для мужчины работа, если не заработок власти и денег?

Делюсь с вами результатами собственного мини-исследования.

1. Современные мужчины разделились на два лагеря.

Охотники придерживаются традиционного распределения ролей, стремясь к карьерным вершинам, «убивая на пути крупных мамонтов». Компаньоны принимают на себя новую роль, если заметили в жене задатки охотника: они всегда рядом, пока она выслеживает «крупного мамонта».

Оказалось, что исследование данного вопроса крайне актуально для современного управления персоналом, так как может приоткрыть тайну безынициативности ряда сотрудников.

Дело в том, что:

2. Охотники – карьеристы с высокой мотивацией достижения цели, не принимающие во внимание карьерные успехи жены, а значит, до конца преданы работе. Компаньоны – лабильные сотрудники, стремящиеся сохранить личную гибкость, ставя в приоритет карьерные изменения жены, а потому не привязанные к конкретному месту работы и не нацеленные на высокие должности.

3. Для компаньонов важна командная работа, общий вклад в семью, который измеряется конечными ценностями: кто-то вкладывает деньги (= свободу), а кто-то личное время и пространство (= свободу). Охотники более материальны: они приносят добычу, чтобы обеспечить время и пространство партнера.

4. Для компаньонов работа – возможность самореализации, которой не может препятствовать даже семейная жизнь. Именно поэтому для них так важно, чтобы работали оба супруга, не учитывая финансовый результат. Потому что воспитание детей, например, - тоже работа. Для охотников работа – достижение власти в игре сильных игроков, женщине здесь не место.

5. Компаньоны пребывают в состоянии карьерной неопределенности, так как руководство требует концентрации на развитии навыков, опыте и достижениях, а ценности диктуют зависимость от карьеры жены, готовность к возможному переезду или смене режима. Потребности компании для них не в приоритете, они не боятся лишиться работы, чувствуя уверенность и «воздушную подушку» в зарплате супруги.

Охотники держатся за место, стремятся к высоким должностям, их позиция полностью соответствует требованиям компании. Они уверены в собственных целях, и ничто не сможет сдвинуть их с намеченного пути.

6. Компаньоны относятся к работе жены уважительно, подчеркивая высокий статус (даже независимо от реального дохода), испытывая гордость за заслуги супруги. Охотник приуменьшает достижения жены, даже если она приносит в бюджет семьи 1/3 общего дохода. Для охотников заработок супруги всегда незначителен, необязателен, «на ногти и ресницы». За счет этого охотники снижают социальную значимость супруги, становясь в собственных глазах полноправным добытчиком.

При подборе персонала, мы часто оцениваем влияние семейной ситуации на женскую профессиональную позицию, так как придерживаемся традиционных взглядов на роль женщины в обществе. Но общество трансформируется, поэтому важно учитывать влияние семейной ситуации на карьерные перспективы, профессиональную мотивацию и лояльность к работодателю соискателей-мужчин. Это мини-исследование еще раз подтверждает, что зарплата перестала быть основным мотивом сотрудника, она несет множественные смыслы, закрепляясь индивидуально за каждой личностью в собственном ценностно-смысловом поле.

Материал подготовила: Алевтина Попкова

 

Ваши комментарии

Назад в блог