Планирование в условиях неопределенности - 7 этапов сценарного моделирования

 

2412.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы ваша компания успешно развивалась и процветала, вам как воздух необходима информация о будущем. И такую информацию дает сценарное моделирование. С его помощью мы можем рассчитать наиболее вероятные альтернативы развития событий. В процессе составления сценариев мы учитываем риски и потенциальные возможности, анализируем последствия наших решений, определяем альтернативные пути и стратегии, формируем краткосрочные цели и действуем в сложившихся обстоятельствах максимально эффективно.

Какие этапы включает сценарное планирование?

242.jpg

 

 

 

 

 

На этом этапе мы собираем всю имеющуюся у нас информацию как по внутренним бизнес-процессам, так и по состоянию рынка. Но не только! Нам необходимо сформировать пул ключевых вопросов, то есть тех вопросов, которые регулярно поднимаются на планерках и собраниях, обсуждаются в корпоративной переписке, не дают спокойно спать топам вашей компании.

Например: Стоит ли брать кредит? Размешать производство в Китае или в свое регионе? Имеет ли смысл открывать интернет-магазин?

В результате мы получаем перечень стратегических вопросов, которые и будем прорабатывать в последующих шагах.243.jpg

 

 

 

 

 

Теперь мы берем каждый из вопросов первого шага и оцениваем его с точки зрения следующих факторов: доступные внешние ресурсы, конкуренты, партнеры, поставщики, заказчики. На этом этапе неплохо оценить и макроэкономические тенденции, которые могут напрямую влиять на развитие вашего бизнеса: изменения курса валют, покупательная способность населения, кадровые перемещения в органах управления региона.

264.jpg

 

 

 

 

 

Всю имеющуюся у нас информацию по второму этапу мы сортируем по двум критериям:

  • важность фактора для нашего бизнеса;
  • степень неопределенности каждого фактора.

В результате мы получаем 2-3 наиболее важных и 2 наиболее неопределенных факторов.  265.jpg

 

 

 

 

 

На основе информации, которую мы получили в 3 этапе можно начать строить сценарии. Самый простой способ: матрица сценариев. Итак, у нас есть 2 важных фактора и 2 неопределенных — в сумме они дают 4 варианта развития событий.

Возьмем к примеру компанию, которая хочет открыть филиал в Москве. Важным фактором является наличие свободных ресурсов (прежде всего финансовых), поскольку первое время филиал не сможет функционировать за счет собственных средств — потребуется единоразовое вливание для начала деятельности и финансовая поддержка до того момента, пока филиал не выйдет на самоокупаемость.

Неопределенный фактором будет стоимость привлечения одного клиента, поскольку этот показатель зависит от величины конкуренции, платежеспособности потенциальных клиентов и множества других обстоятельств.

Комбинируя эти факторы мы получаем 4 сценария развития событий:

2407.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  266.jpg

 

 

 

 

 

На этом этапе мы добавляем в каждый из сценариев ключевые факторы из 2 этапа и смотрим, как меняется логика развития событий при подключении внешних сил.

267.jpg

 

 

 

 

 

Теперь с точки зрения готовых сценариев рассматриваем вопросы 1 этапа. Нужно посмотреть, как каждый ключевой вопрос будет решаться в рамках каждого из сценариев. В идеале правильные стратегические решения должны реализовываться при каждом варианте развития событий. Но это только в идеале. На практике вы можете увидеть, какие риски тот каждый из сценариев несет при реализации того или иного решения.

268.jpg

 

 

 

 

 

Выберете несколько показателей, которые продемонстрируют вам, какой из возможных сценариев оказался наиболее точным. В этом случае вы сможете быстро перераспределить ресурсы, разработать эффективную тактику и в результате получить стратегическое конкурентное преимущество.

Ваши комментарии

Назад в блог