Для того чтобы ваша компания успешно развивалась и процветала, вам как воздух необходима информация о будущем. И такую информацию дает сценарное моделирование. С его помощью мы можем рассчитать наиболее вероятные альтернативы развития событий. В процессе составления сценариев мы учитываем риски и потенциальные возможности, анализируем последствия наших решений, определяем альтернативные пути и стратегии, формируем краткосрочные цели и действуем в сложившихся обстоятельствах максимально эффективно.
Какие этапы включает сценарное планирование?
На этом этапе мы собираем всю имеющуюся у нас информацию как по внутренним бизнес-процессам, так и по состоянию рынка. Но не только! Нам необходимо сформировать пул ключевых вопросов, то есть тех вопросов, которые регулярно поднимаются на планерках и собраниях, обсуждаются в корпоративной переписке, не дают спокойно спать топам вашей компании.
Например: Стоит ли брать кредит? Размешать производство в Китае или в свое регионе? Имеет ли смысл открывать интернет-магазин?
В результате мы получаем перечень стратегических вопросов, которые и будем прорабатывать в последующих шагах.
Теперь мы берем каждый из вопросов первого шага и оцениваем его с точки зрения следующих факторов: доступные внешние ресурсы, конкуренты, партнеры, поставщики, заказчики. На этом этапе неплохо оценить и макроэкономические тенденции, которые могут напрямую влиять на развитие вашего бизнеса: изменения курса валют, покупательная способность населения, кадровые перемещения в органах управления региона.
Всю имеющуюся у нас информацию по второму этапу мы сортируем по двум критериям:
В результате мы получаем 2-3 наиболее важных и 2 наиболее неопределенных факторов.
На основе информации, которую мы получили в 3 этапе можно начать строить сценарии. Самый простой способ: матрица сценариев. Итак, у нас есть 2 важных фактора и 2 неопределенных — в сумме они дают 4 варианта развития событий.
Возьмем к примеру компанию, которая хочет открыть филиал в Москве. Важным фактором является наличие свободных ресурсов (прежде всего финансовых), поскольку первое время филиал не сможет функционировать за счет собственных средств — потребуется единоразовое вливание для начала деятельности и финансовая поддержка до того момента, пока филиал не выйдет на самоокупаемость.
Неопределенный фактором будет стоимость привлечения одного клиента, поскольку этот показатель зависит от величины конкуренции, платежеспособности потенциальных клиентов и множества других обстоятельств.
Комбинируя эти факторы мы получаем 4 сценария развития событий:
На этом этапе мы добавляем в каждый из сценариев ключевые факторы из 2 этапа и смотрим, как меняется логика развития событий при подключении внешних сил.
Теперь с точки зрения готовых сценариев рассматриваем вопросы 1 этапа. Нужно посмотреть, как каждый ключевой вопрос будет решаться в рамках каждого из сценариев. В идеале правильные стратегические решения должны реализовываться при каждом варианте развития событий. Но это только в идеале. На практике вы можете увидеть, какие риски тот каждый из сценариев несет при реализации того или иного решения.
Выберете несколько показателей, которые продемонстрируют вам, какой из возможных сценариев оказался наиболее точным. В этом случае вы сможете быстро перераспределить ресурсы, разработать эффективную тактику и в результате получить стратегическое конкурентное преимущество.