Стратегическая дезориентация: или почему мы часто повторяем сценарий «Буриданова осла».

Авторская колонка СЕО, ведущего тренера «FG Consulting» Антона Макарова.

В статье «Негативные факторы среды: барьеры или драйверы для роста бизнеса?» (см.подробнее здесь ) мы рассказали об инструменте оценки подхода команды к формированию и реализации стратегии бизнеса.

250814.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня, мы подробнее остановимся на квадрате «Стратегическая дезориентация».

Итак, данный квадрат маркирован нами как состояние, в котором компании не хватает как понимания векторов развития, так и энергии на создание и воплощение своих амбиций в жизнь. Это касается как планов текущих, так и планов перспективных, которые не успевают оформляться. В таких условиях компании часто переживают «маленькую смерть» в виде затянувшейся паузы, во время которой конкуренты уходят далеко вперед. Подобно той, которую пережил ослик в известной притче, так и не сумевший выбрать стог сена, от которого ему следовало бы откушать.

В этом состоянии пребывают многие бизнесы, которые в свое время поддались и продолжают поддаваться соблазну двигаться по инерции в силу ряда причин (не будем их здесь перечислять, они в принципе понятны). Корпоративная беспечность, а иногда и прокрастинация, свойственны компаниям вне зависимости от их размера и статуса. В любом случае, рано или поздно наступает «точка невозврата», в которой удержать систему на прежнем уроне становится невозможно. Не говоря уже о развитии!

Выход из этого квадрата лежит в двух векторах, которые очевидны из нашей матрицы стратегических состояний. Нам надо либо сформировать четкий и понятный план и волевым усилием вытягивать организацию на новый уровень, либо сначала воодушевить людей, а потом уже заниматься стратегическим планированием. Второй сценарий видится более эффективным. Это связано с тем, что находясь в нужном эмоциональном состоянии, любая организация будет более ресурсной и динамичной, и, соответственно, затрачивать меньше ресурсов для достижения результатов.

Если брать за основу второй сценарий, то возможны следующие этапы в работе с организацией:

1809141.jpg

Осознание ценностей организации, которые де-факто присутствуют в бизнесе и поддерживаются собственниками и высшим менеджментом. Однозначно, то, что в корпоративной жизни являться важным для создателей компании и то, что фиксируется в обратной связи от клиентов и будет представлять важные ценности. Так, увлеченный идеей «WOW-эффекта», Тони Шей (СЕО «Zappos») в итоге воплотил ее в жизнь своей компании. Именно этот эффект стали отмечать клиенты, которые укрепили эту идею в ранге ценностей бизнеса. Компания не просто доставляет обувь, но и счастье в придачу!

1809142.jpg

Осознание персональных ценностей сотрудников. Поиск ответа на важный вопрос: «А что важно для меня, когда я работаю в компании?». Разделение сотрудниками организационных ценностей – залог того, что организация будет устремленной. А это «движок» для потенциального планирования.

1809143.jpg

Калибровка персональных и организационных ценностей. Момент истины для многих, т.к. на этом этапе происходит очень искренний диалог собственников/менеджмента с сотрудниками. При этом, очень важно вышестоящим в иерархии слышать команду, т.к. часто именно N-1 являются носителями информации о связке «продукт-клиент».

1809144.jpg

Формирование общего свода ценностей и дальнейшая их приоретизация. Ранжирование ценностей должно обязательно происходить с привлечением большой команды (или условно большой, которая включает в себя руководителей всех уровней, HiPo, а также «сторожилов» корпоративной культуры).

1809145.jpg

Создание миссии, как смыслообразующего элемента в работе команды, и бизнеса, соответственно. Миссию имеет смысл формулировать только в тот момент, когда компания прошла ценностный этап, когда она имеет своеобразный, негласный контракт друг с другом и разделяет правила жизни. Без этого, миссия будет лишь теоретизированием на бумаге.

 

Минимальный набор из 5 пунктов, которые важно пройти компании, чтобы продвинуться вперёд по эмоциональному вектору. Тогда, возможно, появятся силы для стратегического планирования. Но это уже следующий шаг, о котором мы расскажем в очередном выпуске нашего Блога.

Ваши комментарии

Назад в блог