Стратегии принятия решений в условиях неопределенности

781.jpgТрадиционная модель стратегического менеджмента, которая включает в себя анализ рынка, разработку оптимальной цепочки создания стоимости, расчет денежных потоков — это «сферический конь в вакууме». В реальной жизни каждый предприниматель или компания сталкиваются с непредсказуемым будущим, неопределенностью развития рыночной ситуации, которая таит в себе всевозможные риски.

Как планировать риски?

Понятно, что чем раньше риск выявлен, тем его степень окажется ниже. На 100% защититься от непредвиденных обстоятельств нельзя, но «подстелить соломку», то есть свести урон до минимума можно.

Давайте рассмотрим самый простой способ:

  • Берем ваш проект и разделяем его на стадии (если у вас есть готовый бизнес-план, то сделать это будет несложно). Традиционно для больших проектов выделяют следующие стадии: предпроектная, стадия подготовки, собственно создание продукта и его запуск на рынок.
  • Для каждой стадии проекта определяем возможные риски. На этом этапе хорошо бы устроить мозговой штурм, подключить к поиск рисков коллективный разум разработчиков и менеджеров.
  • Рисуем таблицу, состоящую из двух колонок: первая колонка — риск, вторая — метод его нейтрализации. Мозговой штурм, кстати, приносит еще один дополнительный бонус: участники команды не только понимают откуда «растут ноги» у проблемы, но и заранее знают что делать в случае ее возникновения.

Вот что у вас может получиться в итоге:

782.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие методы нейтрализации рисков работают особенно хорошо?

Во-первых, вы можете уклониться от риска: отказаться от ненадежных поставщиков или заказчиков, которые постоянно тянут с оплатой, не начинать проект, успешность которого вызывает серьезные сомнения.

Во-вторых, вы можете локализовать риск: определить стадии проекта или отделы компании, которые являются «слабым звеном» и именно на них сосредоточить основное внимание.

В-третьих, риск можно и нужно диверсифицировать. Не храните все яйца в одной корзине. Если у вас только один поставщик, один покупатель, один ключевой специалист или один продукт, то ваши риски особенно высоки.

И, наконец, вы можете компенсировать риски с помощью прогнозирования, создания «подушки безопасности», то есть системы резервов, и стратегического планирования, снижающего уровень неопределенности для вашего бизнеса.

Вам интересна тема стратегического менеджмента? Свяжитесь с нашими специалистами , чтобы узнать подробнее о наших продуктах и предложениях (стратегические сессии, обучение руководителей, коучинг, консалтинг).

Ваши комментарии

Назад в блог