Теория МакКлелланда в деле

Дэвид МакКлелланд – американский психолог, задавшийся вопросом влияния потребностей на экономическое развитие социума.
Ученый выделил три группы потребностей, которые составляют персональные комбинации и регулируют поведение человека.

ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ИЛИ УСПЕХА

Человек стремится быть результативным, чтобы самостоятельно решать сложные задачи и достигать поставленные цели. Для этого у него есть энергия, самостоятельность и готовность рисковать.

Ежедневно он в поиске вызовов, чтобы сразиться с самим собой в неравном бою. Только так человек растет и на время получает удовлетворение. Но потом снова приходит потребность упростить и ускорить работу, сделать лучше, чем делал до этого.

Люди с ведущим типом мотивации к достижениям не берутся за легкие и невыполнимые задачи. Они избегают особо рискованных ситуаций, объективно оценивая собственный потенциал.

К этой категории относится большинство руководителей и индивидуальных предпринимателей с инновационными идеями.

ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВЛАСТИ

Человек стремится контролировать себя, окружающих и происходящее. Лучше контролировать, чем рисковать. В зависимости от мотива, потребность подразделяет властолюбцев на две группы:

1. Власть ради власти: желание получить социальный статус и особое отношение окружающих. Яркий пример: продвижение по партийной лестнице.

2. Власть ради решения общих задач: человек, получая формальную власть, пользуется ей во благо команды, бизнеса. Такие сотрудники умеют находить подход к подчиненным, мотивировать и управлять поведением других. В этом случае потребность во власти не способ самоутвердиться за чужой счет, а стремление проявить организаторские и управленческие способности.

Люди с ведущим типом мотивации к власти успешны в крупных компаниях, на производственных предприятиях, заводах. Они энергичны, оперативны и не упускают шанса стать лидером команды.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЧАСТНОСТИ (СОУЧАСТИИ)

Человек стремится быть в контакте с окружающими, заручиться поддержкой и одобрением значимых людей, избежать конфликтов. Он не уверен в собственной экспертизе, поэтому постоянно ищет подтверждения от других. Такой тип сотрудников зависим от мнения коллег и реагирует на каждый поворот головы в его сторону.

Часто люди с ведущим типом мотивации к соучастию занимают общительные должности: sales-менеджеры, офис-менеджеры, PR-специалисты. Им поручают задачи, связанные со сферой услуг и взаимодействием с клиентами.

Позже другой американский психолог Джон Аткинсон дополнил теорию МакКлелланда комплексным представлением о мотивации к достижению. Он предположил, что фундамент мотивации закладывается в детстве.

Если ребенка поощряли и хвалили за достижения, то во взрослой жизни он будет ориентироваться на успех. А если ребенка наказывали за недостаточно хорошее решение задач, то, став взрослым, он будет стремиться избегать неудачи. И если в первом случае человек бежит вперед, наделенный инициативой, творческим отношением к задачам. То избегании неудач мы увидим безынициативную, осторожную личность, убегающую от жизненных препятствий.

ЧТО ДАЕТ ТЕОРИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ?

1. МакКлелланд хотел доказать, что уровень мотивации к достижениям в социуме напрямую влияет на количество инициативных предпринимателей и экономический рост государства. Такие руководители не боятся рисковать и брать ответственность, творят инновации и ведут остальных за собой. Умение видеть конкуренцию только в самом себе делает человека непобедимым и целенаправленным.

2. Принцип «начальник и подчиненный» менее эффективен, чем принцип «учитель и ученик». Мотивация к избеганию неудач убивает творчество и развивает выученную беспомощность. Поэтому компании, в которых налажена система наставничества, будут на шаг впереди.

3. В каждом человеке смешаны три типа потребностей, но их комбинации разные, как и сами люди. Ведущая потребность определяет направление в карьере, а знание о ней способно скорректировать или изменить существующее положение дел.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ СЛЫШАТЬ МОТИВЫ ВАШИХ СОТРУДНИКОВ И РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ, ЧТОБЫ ЭФФЕКТИВНО РЕШАТЬ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ, НАПИШИТЕ НА BLOG@FGCONSULTUNG.RU!
МЫ БЕСПЛАТНО ПРОКОНСУЛЬТИРУЕМ ВАС ПО ВОЗНИКШИМ ВОПРОСАМ И ВЫШЛЕМ ПРОГРАММУ ТРЕНИНГА «УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ»

Ваши комментарии

Назад в блог