X vs Y: взаимодействие культур или конфликт поколений?

Авторская колонка СЕО, ведущего тренера «FG Consulting» Антона Макарова.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны,

если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления,

ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

Гесиод, 720 г. до н.э.

Такие изречения нечужды нам и по сей день. Столкновение поколений и их культур, борьба ценностей и взглядов. Каждый уверен только в нынешнем, сиюминутном, а в будущее заглядывает с опаской. Так что же делать - бороться или взаимодействовать? Думаю, сегодня практически каждый хотя бы слышал о так называемой «Теории поколений». Она была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Суть ее заключается в том, что промежуток времени, в который родился человек, влияет на его мировоззрение. Таким образом, все мы принадлежим к определенной группе со своими ценностями. И всем группам приходится взаимодействовать.

Как складывается общение между поколением X (годы рождения – 1963-1983) и Y(годы рождения – 1983-2003)? На российском рынке немало компаний, которые были сформированы порядка двадцати лет назад, т.е. в 90-е годы. Этому поколению руководителей (Х) для успешного развития необходимо претерпевать определенные изменения, так как к ним на работу устраиваются люди с совершенно иным мировоззрением, те самые представители поколения Y. Трансформации эти должны проходить безболезненно, без революционных методов и Майдана. В реальности же происходит столкновение культур, которое выражается в специфичном восприятии условий работы в соответствии с определенным багажом жизненных ценностей.

341.jpg

 

 

 

 

Y есть Y. Сегодня он активен на рынке труда и, приходя на новое рабочее место, свою психологию в карман не спрячет. Поэтому зачастую «игрек-работник» становится неудобным для работодателя, и возникает банальная поколенческая проблема, своего рода вызов руководителю, вынужденному учиться управлять таким подчиненным. Это одна сторона. С другой, - есть продвинутые Y-ки, которые понимают, что не вписываются в культурную среду Х-сов, и принимают решение открыть свой бизнес. Именно Y-ки сегодня формируют новую волну предпринимательства: это их стартапы мы видим в интернет-, торговой и других сферах. Так на повестке дня появляются две задачи: понять, как владельцам современного бизнеса научиться работать с поколением миллениалов, а впоследствии доверить им свои бизнес-процессы, и проанализировать, в чем «фишка» компаний, созданных руками и головами Y-ков, за счет чего они становятся успешными за столь короткий отрезок времени. Почему это получается у «игреков» и не всегда получается у предыдущего поколения? Как X-предпринимателю научиться грамотно использовать потенциал Y-ка?

Для начала важно просто понять и принять чуждую себе психологию восприятия окружающего мира и иную систему ценностей. Представители поколения next обладают меньшей привязанностью к материальным ценностям и к каким бы то ни было идеалам. Поколение «Икс» в этом плане имеет больше канатов, которые их же и удерживают от инновационных действий. Если, например, рассуждать об управлении организацией, то «Иксы» больше «подсажены» на определенный стиль управления, больше понимают традиционную систему мотивации, которая состоит из сочетания материальных и нематериальных стимулов. А Y-ки более свободны, у них меньше внутренних зависимостей от чего-либо. Соответственно, если X увидел какую-нибудь рыночную нишу, он уперся в нее и пытается додавить до результата. Он будет долбить, и хорошо, если он сможет продолбить ее, и она окажется результативной. «Игрек» не позволит себе дойти до этой точки. Он быстрее увидит, что ниша непродуктивна, не побоится потерять деньги, силу, энергию и свернет в другом направлении. Активная позиция Y-ков ярче выражена: они лучше понимают, что, если именно сейчас ты не поработаешь, то завтра уже будет поздно.

Миллениалы больше кайфуют от самой деятельности. К примеру, художник рисует картину, так как за нее он получит хорошее денежное вознаграждение или признание. Это некий мотив, который важен для поколения X. Для Y-художника на первый план выходит удовольствие, которое он получит в рабочем процессе. А если получаешь удовольствие от работы, то и работа неизбежно переходит на более качественный уровень, и блага сами начинают «липнуть» к творцу.

342.jpg

 

 

 

 

 

 

Ворчание X-ов, что это новое «сетевое» поколение не хочет работать и ему ничего не интересно, не даст качественного результата. Y-ки будут либо сопротивляться работодателю, что, в первую очередь, «сожрет» их ценное рабочее время и личностную индивидуальность, либо будут «голосовать ногами». Они работают в ситуации, где им дают свободу, где нет тотального контроля, когда есть смысл в той или иной деятельности, поэтому тупое «нарезание задач» может привести к конфликту. Y-ки готовы брать на себя ответственность и хотят, чтобы им доверяли. Понимающий данную ситуацию руководитель постарается найти баланс между анархией и командно-административной моделью управления. И это самый сложный уровень. Потому что здесь начинается перестройка ценностей самого руководителя поколения X. Очень важно не загасить творчество в тех, кто может выполнить поставленную задачу чуть-чуть по-другому. Если рассуждать на уровне конкретных методов управления – это внедрение в практику управления ситуационного подхода. С помощью этих методов предпринимателей учат управлять в зависимости от ситуации. А чем определяется ситуация? Характером задач и особенностями исполнителя. Т.е. если ты видишь особенности «игрека», перестраивайся! Директива не пройдет. Миллениалам нужны от работодателя аргументы, способность договариваться, проявление некой лояльности. Если же говорить о методах обучения «игреков», то здесь можно выделить несколько форматов:

  1. Обучение, построенное на различных симуляциях, в которых моделируется бизнес-реальность. Y-кам интересно играть, это «сетевое» поколение. Многие из них просто выросли на компьютерном контексте. Этот язык они понимают как никто иной. Сегодня даже существует особо модный тренд в обучении, он называется геймификация. Т.е. реализация рабочего процесса через игровую форму для отработки конкретного навыка, за которым, на мой взгляд, стоит будущее.
  2. Обучение, построенное на «сетевом» контексте. «Игреки» с большим удовольствием учатся друг у друга, а также у экспертов, которые совпадают с ними по ценностям. Творческие мастерские, форматы e/learning, развивающее взаимодействие в социальных сетях – это неполный список актуальных трендов, которые сейчас есть в обучении и развитии «игреков».
  3. Но и конечно, традиционные навыковые тренинги при условии, что они наполнены качественным интерактивом.

Автор: Макаров Антон, руководитель "FG Consulting" и ведущий бизнес-тренер.

Статья опубликована в CHIEF TIME Самара-Тольятти МАРТ 2014г. Читать в журнале

343.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваши комментарии

Назад в блог