Авторская колонка СЕО, ведущего тренера «FG Consulting» Антона Макарова.
По Вашим заявкам мы запускаем серию статей, в которых расскажем о стратегиях в переговорах, разберем их плюсы и минусы. И начнем со стратегии «соперничества». Психологи К.Томас и Р.Килменн в свое время предложили рассматривать два вектора, в качестве направляющих для выбора стратегии коммуникации в конфликтах – ориентация исключительно на свои интересы и на интересы партнёра. В дальнейшем, данная методология была перенесена на более широкий класс явлений, в т.ч. и на переговорный процесс.
Опыт наблюдения за большим количеством коммуникаций заставляет меня делать неутешительный вывод – в большинстве случаев мы стараемся переиграть партнера, используя либо открытое давление, либо скрытые рычаги влияния. В первом случае, мы пытаемся откровенно прогнуть другую сторону под свою точку зрения, превращаясь в «каток». Во втором случае, мы скорее занимаем позицию «хитрого лиса», который пытается выиграть оппонента таким образом, чтобы он не понял, что его, собственно, переиграли. Данное поведение во многом и укладываться в определение «соперничество» - мне все, другим – ничего!
Было бы ошибкой тотально критиковать данную стратегию, т.к. при определенных условиях она имеет право на жизнь и является единственно верной. Как минимум, в ситуациях, когда:
Понимая сильные стороны этой стратегии, тем не менее, у многих переговорщиков возникает соблазн использовать ее в любых ситуациях, вне зависимости от контекста. Почему так происходит? Один из ответов – так проще и быстрее. Чем быстрее «удав» берет инициативу в свои руки, тем меньше шансов у другой стороны переиграть нас и тем проще включается ощущение «кролика». Культурный контекст, в котором мы жили и во многом продолжаем жить и делать бизнес, подкрепляет подобное поведение (посмотрите внимательнее, как на самом деле решаются многие вопросы в бизнесе).
А теперь задайте себе вопрос: «Что, как переговорщик, я теряю в модели соперничество»? Ответы могут быть следующими:
Поэтому, в следующий раз при подготовке к переговорам спросите себя, с какой установкой Вы планируете вступать в отношения с партнёрами. Не сформирует ли это гораздо больше рисков, чем возможностей?
Другие стратегии переговоров: