Можно смело утверждать, что каждый специалист, работающий в больших продажах, знает, что такое СПИН, и, наверняка, хотя бы раз применял на практике эту модель. Историческую справку и общие моменты можно без труда найти на просторах интернета или непосредственно в книге Н.Рекхэма. Поэтому без лишних предисловий предлагаем предметно поговорить о каждом типе вопросов в отдельности:
Из определения ясно, что ситуационные вопросы – вид вопросов, направленных на выяснение актуальной ситуации клиента, фактов и данных о текущем положении дел в бизнесе. Это вопросы, касающиеся условий работы, ее содержания, нейтральные по характеру.
Ключевая цель ситуационных вопросов – выявление контекста, в котором существующие проблемы покупателя станут очевидными. Они также позволяют продавцу «прощупать почву» на начальном этапе, чтобы понять свою исходную позицию. На этот счет встретилось довольно точное выражение: «Ситуация – то, что мы меняем, предлагая свой товар».
Поверхностного взгляда на ситуационные вопросы недостаточно, необходимо осознавать их суть, чтобы не столкнуться с рискованными последствиями. Неграмотно сформулированные ситуационные вопросы могут привести к формированию недоверия со стороны клиента, раздражению, утомлению, агрессии, закрытости и формальным отговоркам. Все перечисленное, наконец, помешает прояснению потребностей, а как следствие, и заключение сделки.
Как же правильно задавать ситуационные вопросы?
Попробуйте использовать схему по такому примеру:
Продукт: Станок для обработки металла.
Покупатель: Завод по производству и обработке цветных металлов.
А) Потенциальная проблема покупателя (которую поможет решить Ваш продукт): потеря прибыли вследствие систематической поломки оборудования;
Б) Информация о ситуации, которая необходима для исследования проблемы: срок использования станков в работе, частота поломок, затраты на ремонт.
Ситуационные вопросы, которые надо задать: «Какие станки Вы используете для обработки металла?», «Как часто требуется ремонт станков?», «Сколько средств, в среднем, тратит компания на ремонт станков ежемесячно?».
Альтернативные источники информации: накладные по ремонту оборудования, бухгалтер, рабочие, задействованные в производстве.
И еще несколько полезных фактов по теме:
Резюмируя, ситуационные вопросы – лишь составляющая технологии СПИН, и как любой инструмент напрямую зависит от того, в чьих руках он окажется.
Формула позитивного результата: (нажмите на изображение, чтобы открыть его в большем масштабе в новом окне)
В этой статье мы обозначили контекст, разобрали приемы эффективного использования ситуационных вопросов (первой составляющей модели СПИН), о тонкостях применения остальных типов вопросов, их структуре и особенностях, читайте в последующих статьях: 2-ю часть статьи, посвещенную проблемным вопросам читайте здесь , 3-ю часть статьи, посвещенную извлекающим вопросам читайте здесь , 4-я часть статьи о направляющих вопросах - здесь.